«Всегда нужно защищать свою семью»: каким получился триллер Нила Бергера «Дочь болотного царя»
2 ноября в российский кинопрокат вышел драматический триллер Нила Бергера «Дочь болотного царя». В основу проекта лег роман-бестселлер Карен Дионне о девушке, которая пытается остановить зло, преследовавшее ее с самого детства. Какой получилась картина и почему в западной прессе несправедливо мало говорят об этом фильме? Рассказываем в восьми абзацах.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю будут рассказывать о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 2 ноября — в российском прокате
Страны производства: США
Режиссер: Нил Бергер
Авторы сценария: Лорен Элль Смит, Марк Л. Смит, Карен Дионне
В ролях: Дейзи Ридли, Бруклин Принс, Бен Мендельсон, Гаррет Хедлунд, Карен Писториус, Алисия Викандер, Гил Бирмингем и др.
Жанр: триллер, драма, криминал
Продолжительность: 1 час 48 минут
Дистрибьютор: Global Film
Сюжет картины
Девочка по имени Хелена (Бруклин Принс) провела свое детство в небольшой хижине на болотах. Ее отец Джейкоб Холбрук (Бен Мендельсон) — суровый, но заинтересованный в воспитании духа подростка охотник, а мать — тихая и закрытая женщина (Карен Писториус), которую не особо интересует досуг домочадцев. Впрочем, увлечения у мужчины и дочери полностью соответствуют окружающей их реальности: Джейкоб учит Хелену охотиться на животных, разбираться во флоре и в целом выживать в отсутствии цивилизации.
Между отцом и подростком устанавливается нерушимая связь. Хелена готова идти на охоту с Джейкобом в любую погоду и ее не смущают даже странные индейские татуировки, которые тот наносит на ее тело в антисанитарных условиях. Вместе с тем мужчина прививает 10-летнему Хвостику (это прозвище Хелены) довольно строгие и порой жестокие ценности: он уверяет, что «нет ничего честнее инстинкта выживания», а ради своей семьи можно пойти на убийство.
Лесная идиллия заканчивается, когда отец уходит на охоту, а в забытое богом место заезжает мужчина на квадроцикле. Увидев человека, мать Хелены хватает девочку и пытается сбежать, но тут незнакомца застреливает внезапно вернувшийся Джейкоб. Им удается скрыться, но позднее узнается, что Джейкоб — не обычный затворник, а настоящий психопат, который украл девушку и принудил родить ему ребенку в плену. И вот здесь начинается самое интересное.
Семейная криминальная драма с элементами хоррора
Авторы фильма линейно подводят зрителей к актуальному положению дел: Хелена (уже Дейзи Ридли) — взрослая женщина, у которой есть дочка, муж и работа. Она скрывает свое прошлое, ведь ее отец, получивший в СМИ прозвище Болотный царь, давно сидит в тюрьме. Все меняется, когда бухгалтер, замазывающая тату тональным кремом, узнает, что ее некогда любимый папа сбежал из-под стражи, убив двух охранников. С этого момента Хелене и ее близким грозит опасность — по крайней мере, девушка видит ее буквально на каждом шагу.
Картина вслед за книгой цитирует одноименную сказку Ганса Христиана Андерсена, но тем не менее причудливая лесная атмосфера и живописные пролеты над болотами и полями, засеянными колосьями, быстро сменяются напряженным нарративом. Зритель по крупицам собирает устрашающий портрет Джейкоба — в этом ему помогают вспышки воспоминаний Хелены. К определенному моменту мы видим, как глубоко раненная и преданная дочь, стершая худшее из своей памяти, наконец осознает истинный масштаб зла, которое в прямом и переносном смысле преследовало ее долгие годы.
Нил Бергер, известный широкому зрителю картинами «Области тьмы» и «Иллюзионист», намеренно избегает излишнего изображения насилия — практически до финала он ограничивается пугающим символизмом, мрачным визуальным оформлением и умеренным количеством крупных планов, которые удивительно точно передают состояние героев. Кроме того, саспенс в картине дополняется более чем уместным психологизмом: героиня Дейзи Ридли временами чуть ли не испытывает стокгольмский синдром. Парадокс заключается в том, что, как бы Хелена не хотела, она не может перечеркнуть непростое, но увлекательное детство, что дал ей отец.
Стоит ли идти на «Дочь болотного царя»
«Дочь болотного царя» поднимает тяжелую тему несправедливого распределения любви между детьми и родителями. Хелена, еще будучи ребенком, до последнего не верила в злодеяния отца. А с мамой, которая по очевидным причинам отдалялась от них, не смогла найти общий язык даже спустя много лет. Женщина всегда пыталась защитить дочку, хотя открыто не проявляла к Хелене чувств. Героиня была собственностью своего отца — об этом говорит перевод одной из ее татуировок. К слову, она так и не решилась свести их во взрослом возрасте. Это лишь подчеркивает значимость ее воспоминаний.
Психологическая семейная драма и одновременно криминальный триллер по всем канонам второго жанра пытается обмануть зрителя, преждевременно предлагая мирную концовку. На деле же — не переживайте, постараемся без спойлеров — «Дочь болотного царя» закольцовывается банальной, но в контексте происходящего еще и жестокой истиной самого Джейкоба Холбрука: всегда нужно защищать свою семью. Наконец, это кино и том, что нужно уметь отпускать прошлое и избавляться от губительных ностальгических чувств. Ну а идти на этот фильм или нет решать, разумеется, вам.