Кринж-ромком-триллер о преследовании: стоит ли смотреть фильм «Кошки-мышки»
26 октября состоялась премьера психологического триллера Сузанны Фогель «Кошки-мышки». В основу истории про юную авантюристку, которая завязала отношения с чудаковатым взрослым мужчиной, лег вирусный рассказ Кристен Рупениан «Кошатник», выпущенный в The New Yorker в 2017 году. Какой получилась картина и удалось ли авторам раскрыть тему социального напряжения между полами? Давайте разбираться.
Дата премьеры: 26 октября — в российском прокате
Страны производства: США, Франция
Режиссер: Сузанна Фогель
Авторы сценария: Мишель Эшфорд, Кристен Рупениан
В ролях: Эмилия Джонас, Николас Браун, Лиза Коши, Джеральдин Вишванатан, Изабелла Росселлини, Джош Андрес Ривера, Кристофер Шайер, Айзек Пауэлл и др.
Жанр: триллер, драма
Продолжительность: 1 час 58 минут
О чем картина
Главная героиня «Кошек-мышек» — привлекательная двадцатилетняя студентка по имени Марго (Эмилия Джонс). Она учится в провинциальном американском университете, где изучает археологию и параллельно дружит с карикатурной феминисткой Тейлор (Джеральдин Вишванатан). По вечерам Марго работает в арт-кинотеатре, продавая попкорн любителям ретроспектив.
В какой-то момент заскучавшая от ежедневной рутины девушка начинает флиртовать с постоянным посетителем кинозала — неловким скромнягой Робертом (Николас Браун). У них завязывается переписка, в ходе которой Марго практически влюбляется в парня: ее не смущает ни возраст потенциального бойфренда (он утверждает, что ему 25 лет, но на самом деле больше), ни его старомодные вкусы.
Роберт обожает Харрисона Форда, раз в несколько месяцев пересматривает «Звездные войны» и делает странные комплименты в духе маскулинных героев боевиков 80-х. Впрочем, эти факторы не пугают Марго — как и то, что при личных встречах он ведет себя подозрительно. Одно из свиданий между совсем непохожими друг на друга людьми заканчивается сексом. Вот только не каждому из них эта близость понравилась.
Чем хороши «Кошки-мышки»
С самого начала картина цепляет своим жанровым многообразием. Несмотря на обилие хоррорных тропов — жутких снов и фантазийных опасений Марго — в первой половине фильма зрители частенько наблюдают за каноничной кринж-комедией. Например, мы видим неуклюжий и одновременно пугающий половой акт Марго и Роберта под Enjoy the Silence от Depeche Mode. Во время него девушка понимает, что у них с синефилом нет будущего.
Его сексуальные познания, подчерпанные из порнофильмов, чудное поведение (обращение в стиле «эй, детка» и поцелуи в лоб) и вранье (например, о наличии двух кошек и возрасте) все же начинают несвоевременно отталкивать героиню. Однако тогда же одержимый гик бесповоротно влюбляется и начинает сталкерить Марго, попутно закидывая девушку гневными сообщениями.
И тут лента с шутливыми вкраплениями на тему феминизма окончательно превращается в социальный триллер. Режиссер «Кошек-мышек» Сузанна Фогель смещает акцент с забавных рассуждений о кинематографических предпочтениях на вполне жуткое саспенсовое преследование. Картина отлично иллюстрирует женский (и в целом человеческий) страх, указывая, насколько бдительными нужно быть в современном мире.
Что не получилось у авторов
Впрочем, социальный комментарий на тему небезопасного дейтинга и проблемы сталкинга омрачают довольно топорные сюжетные решения. Ведь именно там, где заканчивается рассказ Кристен Рупениан (чуть позднее, чем в середине экранизации), в ход идут фантазии авторов. Чтобы максимально далеко уйти от спойлеров, выразимся так: все то, за что люди не любят хорроры — в том числе отчаянные и необдуманные поступки героев — внезапно находит место в третьей четверти «Кошек-мышек».
До определенного момента автор убедительно показывала психологическое напряжение, которое с каждой минутой нарастало между героями. Кроме того, Фогель изящно проиллюстрировала пугающие фантазии Марго о том, кто на самом деле этот загадочный Роберт (в сценах, где девушка представляла, как именно мужчина может ее убить). Но, к сожалению, все это померкло с появлением явных хоррор-клише, которые многие могут списать на постиронию.
Однако, кажется, что ярое желание экранизировать хайповую историю шестилетней давности обернулось для Сузанны Фогель если не провалом, то как минимум малоудачным экспериментом. Во многом успех первоисточника Рупениан заключался в отсутствии прямого насилия и шокового эффекта. Это была история о плохом свидании и плохом сексе, которую мужчины и женщины видели по-разному. Кто-то смеялся над неудачником Робертом, а кто-то ему сопереживал. Вот только адаптация заметно поменяла расстановку сил, превратив дискуссию в местами вторичный, но небезынтересный фильм ужасов.