Сказка ложь, да в ней намек: каким получился фильм «По щучьему велению»
В прокат вышел фильм «По щучьему велению» от режиссера Александра Войтинского. Главный герой Емеля любит лежать на печи и ничего не делать, но неожиданная встреча с волшебной щукой меняет его жизнь. Рассказываем, каким получилось переосмысление русской народной сказки.
Дата выхода: 26 октября 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Александр Войтинский
Автор сценария: Александр Архипов
В ролях: Никита Кологривый, Мила Ершова, Алина Алексеева, Юрий Колокольников, Роман Мадянов, Федор Лавров, Агриппина Стеклова, Сергей Бурунов
Жанр: семейный, фэнтези, комедия
Продолжительность: 1 час 55 минут
По щучьему велению, по моему хотению…
Непутевый Емеля (Никита Кологривый) больше всего любит лежать на печи (иногда мы его очень понимаем), кататься на корыте с горки и отлынивать от работы, пока его слепой отец-кузнец трудится. В один из таких дней Емеля идет на рыбалку (надо же все-таки помочь отцу) и неожиданно ловит щуку, но необычную, а говорящую. Щука просит ее отпустить, а взамен сулит три любых желания.
Раз — и Емеля уже загадал первое: отправиться смотреть город на печи. Захотел — сбылось: печь несется быстрым ходом, дрифтуя на поворотах. Два — и Емеля снова загадывает желание: чтобы трескучая зима сменилась теплым летом. И это Щуке под силу: снег и лед растаяли, а им на смену зацвели деревья. Емеля решил, что третье, последнее желание, он прибережет на потом.
Герой понимает, что для полного счастья ему не хватает невесты — но не какой-то там простолюдинки, а настоящей принцессы (Алина Алексеева). Он отправляется в столицу, но по дороге встречает банду разбойников. К счастью, на помощь вовремя приходит незнакомка Василиса (Мила Ершова). Оказывается, это та самая Щука, которая обернулась прекрасной девушкой.
Добравшись до города, Емеля узнает, что у него есть конкурент на руку царевны — английский лорд Ротман (Юрий Колокольников). Но царю (Роман Мадянов) так не нравится самодовольный англичанин, что он готов выдать свою дочь за простого парня (главное — русского!). Правда, для начала Емеля должен выполнить несколько испытаний (найти скатерть-самобранку, достать баян-самоигран и получить благословение от покойной матери царевны), чтобы доказать всю серьезность своих намерений.
Каким получилось кино
Авторы удачно адаптируют всем известную сказку, внося в повествование свое видение не только сюжета, но и главного героя. Персонаж Емели не выглядит настолько ленивым, глупым и беспомощным, как в оригинале (в сказке он все время прибегает к волшебству, а в фильме слушает советы и пытается справиться своими силами). Герой проделывает путь от лежебоки и наивного дурачка до осознанного и взрослого парня, который при этом не теряет своей непосредственности.
Второстепенные персонажи тоже вышли удачными: Алексеева хорошо справляется с ролью коварной и ненасытной царевны, а Колокольников — важного заграничного (но такого нелепого) мужа. В целом весь царский двор удался: герои в кринолинах и париках неловко пытаются подражать далеким европейским монаршим особам, выступая их карикатурой. Один царь выглядит органично, потому что он — простой русский мужик.
Создатели киносказок любят «осовременивать» оригинал, но в случае с «По щучьему велению» это смотрится вполне аккуратно и комично. Герой Емели, приехав в город, восклицает: «Ах, как похорошела столица при царе-батюшке», а царь, одобряя поступки Емели, сообщает ему, мол, «у нас принято давать шанс на самореализацию населению».
Интересно выглядит и противопоставление русского и заграничного. Лорд Ротман пытается удивить царя всякими замысловатыми английскими технологиями — будь то автоматизированный орган или механический комбайн (на деле оказывается, что внутри машин сидит карлик и имитирует работу приборов). Царь же в ответ демонстрирует русские сокровища — скатерть-самобранку и поющего кота — которые на проверку не оказываются фальшью.
Сценаристы расширили оригинальную историю второстепенными персонажами из других сказок, которые вполне вписались в повествование. Однако некоторые сюжетные линии с ними выглядят слегка скомканно. Авторы достаточно быстро забывают про кота Баюна и переходят к другим событиям. А принц-рыба (он хочет жениться на Василисе) появляется в кадре так редко, будто нужен только для нагнетания обстановки.
Но подобные мелочи в целом не отвлекают от сюжета и не влияют на общее восприятие сказки. Картина в первую очередь рассчитана на детскую аудиторию и со своей развлекательной функцией справляется на отлично. Да и мораль у фильма, в отличие от сказки, куда серьезнее. Все-таки не все в этой жизни можно решить по чьему-то хотению.
Тренд на сказки
Последние годы в российском прокате появляется все больше фильмов-сказок. Так, в 2017 году на экраны вышел «Последний богатырь» с Виктором Хориняком в роли сына Ивана Муромца. Картина собрала почти $30 млн и обросла несколькими частями. В 2021 году сняли сказку по мотивам книги Петра Ершова «Конек-Горбунок» с Антоном Шагиным в главной роли. Кино собрало меньше «Богатыря», но тоже показало достойный результат — $15 млн.
Тренд окончательно зацементировал «Чебурашка» (2022) Дмитрия Дьяченко, собрав более $91 млн и тем самым став самым кассовым российским фильмом в истории. Фэнтези «По щучьему велению» вряд ли приблизится к этому результату, но вполне может собрать приличную кассу: предпродажи билетов на грядущие выходные уже достигли цифры в 16,5 млн руб. (а это второй лучший результат за этот год после космического блокбастера «Вызов»). Неудивительно, что в будущем году нас ждут сразу несколько картин по мотивам сказок — «Волшебник Изумрудного города», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Огниво» и «Хозяйка медной горы».