Три урока экономики для взрослых из детской сказки «Незнайка на Луне»
23 ноября 1908 года родился советский писатель Николай Носов, и все мы знаем его детскую сказку «Незнайка на Луне» про смешного рыжего мальчика в синей шляпе, который вечно попадал в какие-то передряги. Но мало кто из нас рассматривал эту сказку как пособие по экономике капитализма. К 115-летнему дню рождения писателя разбираем историю про Незнайку с новой стороны.
Короткая справка о трилогии про Незнайку
У трилогии о Незнайке около шести жанров: от обычной сказки до антиутопии. И если первые две части все же были больше ориентированы на детей — в частности, героев автор называл «малыши» и «малышки», — то к третьей части персонажи ощутимо повзрослели, стали вести себя скорее как взрослые, нежели как дети, а называл их Носов только «коротышками».
Третья часть, о которой пойдет речь далее, вышла в разгар Холодной войны между СССР и США, и детская наивная сказка, по сути, превратилась в сатирическое противопоставление идеального социализма на Земле и неприветливого капитализма на Луне.
На Земле во вселенной «Незнайки» есть два ключевых города: Цветочный и Солнечный. В первом живет Незнайка и его друзья (он тоже показывает образ счастливой жизни при социализме), второй — идеальный образ социалистического мира.
Уклад жизни там таков: полное отсутствие денег, всеобщее равенство, бесплатные продукты и любые другие товары в магазинах в любом объеме для жителей, механизация труда. При этом жители любят свою работу и с радостью выполняют обязанности. Как говорится, от каждого по способностям, каждому по потребностям.
Луна же — аллюзия на западный капиталистический уклад общества, где все покупается и продается.
Как начинается путешествие Незнайки на Луну?
Незнайка, который случайно попадает на Луну вместе со своим неуклюжим другом Пончиком, начинает знакомство с местными жителями с довольно неприятной ситуации. Незнайка, проголодавшись, решает поесть малины с куста (в мультфильме он посягнул на грушу), за что его избивают метлой и отправляют на суд к господину Клопсу. Там на него спускают двух собак (по мультфильму — двух крокодилов), но Незнайке удается убежать.
К ягодам и фруктам мы еще вернемся позже, а пока просто скажем, что Незнайка хоть и признает, что их вкус не отличается от земных, но замечает, что их размер во много раз меньше.
После этого главный герой видит кафе, где ужинают местные жители, и решает присоединиться. Официант принимает заказ, Незнайка ужинает и собирается уходить. Однако официант его останавливает:
– Вы забыли, дорогой друг, о деньгах.
– О чем? – с приятной улыбкой переспрашивает Незнайка.
– О деньгах, дорогой друг, о деньгах!
– О каких, дорогой друг, деньгах?
– Ну, вы же должны, дорогой друг, заплатить деньги.
– Деньги? – растерянно произносит Незнайка. – А что это, дорогой друг? Я, как бы это сказать, впервые слышу такое слово.
Незнайка, после безуспешных попыток объяснить, что не умеет пользоваться деньгами и не хотел никого обманывать, попадает в местную тюрьму. Там ему рассказывают про деньги, а он в свою очередь рассказывает сокамерникам о гигантских овощах и фруктах, которые растут на Земле.
Единственным, кто ему верит, оказывается Мига. Тот внимательно слушает рассказ Незнайки и предлагает ему достать земные семена, чтобы высадить их на Луне и решить таким образом вопрос голода и неравенства жизни. Но семена лежат в ракете, на которой прилетел Незнайка, а она находится слишком далеко.
И теперь мы переходим к базовым урокам экономики, которые можно вынести из сказки про «Незнайку на Луне».
Урок 1. Не стоит вкладываться в сомнительные акции, которые сулят «золотые горы» в короткие сроки
Добраться до ракеты пешком невозможно — для этого нужен летательный аппарат. Строить его дорого, денег у бывших сокамерников не хватит, у Незнайки их нет вообще. Поэтому принимается решение создать некое акционерное общество и собирать деньги с местных жителей, а Незнайку представить как практически пришельца с другой планеты.
Покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а, заплатив, можно и помечтать.
Придуманное в тюремной камере Общество гигантских растений обещает всем жителям семена гигантских растений, как только летательный аппарат долетит до ракеты и вернется обратно. Условный краудфандинг — жителям Луны предлагают вложиться сейчас в бизнес, который после запуска принесет деньги и владельцам, и первым инвесторам.
Поздравляю вас с вступлением в акционерное общество! Теперь все ваши беды скоро окончатся, и вы будете жить припеваючи!
Идея приходится по душе многим жителям, особенно бедным слоям населения. Коротышки скидывались «всем селом, каждый дал, сколько мог».
— А скоро на эти акции можно будет получить семена?
— Скоро, скоро. Вот соберем нужную сумму денег и сейчас же засадим за работу разных специалистов-конструкторов. Они живо создадут проект летательного корабля, а там, глядишь, и за семенами можно будет лететь.
Урок 2. Вклады в новый бизнес, который бросает вызов крупным корпорациям, — большой риск
Появление АО «Общество гигантских растений» достаточно быстро вызывает опасения у существующего на Луне режима. Местные монополисты, в особенности, мистер Спрутс, видят в этом угрозу своему бизнесу. На Луне есть бредламы — условный синдикат, который контролируют местные богачи. Они устанавливают высокие цены на продукты и при этом довольно низкие цены на труд работников.
Богачи из бредлама сразу понимают, что если у населения появятся гигантские фрукты и овощи, они перестанут контролировать рабочий класс. Поэтому они подкупают Мигу, главного «партнера» Незнайки и еще одного их знакомого по тюрьме Жюлио. Те, получив деньги, сбегают, прихватив с собой еще и деньги акционеров на строительство летательного аппарата.
Разумеется, после исчезновения двух крупнейших акционеров в «Обществе гигантских растений» происходит кризис, еще и возникает «война СМИ». Одни начинают тиражировать информацию о том, что акции — просто «мыльный пузырь», и людей обманули, другие пишут, что это происки богачей из бредлама.
Урок 3. Всегда продумывайте заранее уникальное торговое предложение для вашего бизнеса
Вспомним про второго персонажа этой сказки и друга Незнайки — Пончика. Он идет искать Незнайку, но в итоге находит морское побережье, а вместе с тем — кристаллы соли. Знакомство Пончика с Луной происходит в городе Лос-Паганос — прибрежном городе на юге, где много развлечений и куда съезжаются местные богачи.
Кристаллы соли оказываются нужны Пончику довольно скоро — в лунных ресторанах еду не солят, поэтому он пользуется солью из кармана. Остальные посетители тут же проявляют интерес к порошку, а Пончик, недолго думая, проводит им бесплатную дегустацию. Сразу после этого появляются желающие получить себе хотя бы горсточку соли, но Пончик довольно быстро понимает уровень спроса и начинает продавать соль. Сначала в ресторане, потом — ресторану. Затем он и вовсе открывает собственный завод, по сути, осуществляя ту самую «американскую мечту».
Разумеется, крупные бизнесмены такому успеху оказывают не рады и решают тоже зайти на соляной рынок, а заодно произвести демпинг цен, чтобы захватить большую часть потребителей.
Наилучший выход из создавшегося положения — это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы.
В итоге Пончик терпит крах и идет крутить чертово колесо, на котором катался сам, когда был богатым.