сериалы

Колоритный детектив в декорациях XIX века: чем примечателен сериал «Цербер»

Авторы внимательно подошли к деталям эпохи, но довольно рано избавили зрителей от детективной интриги
Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube
Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube

В сети вышел исторический детективный сериал «Цербер», снятый при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Проект, сюжет которого разворачивается после восстания декабристов, победил на фестивале «Пилот» и с первых эпизодов приятно удивил атмосферой XIX века и изящными декорациями Петербурга. Каким получился «Цербер» и стоит ли его смотреть? Разбираемся.

КОРОТКО ПО СЮЖЕТУ

Действие проекта режиссера Владимира Щеголькова (сценарий писал Александр Гоноровский) разворачивается в 1826 году после восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге. С попытки дворян осуществить государственный переворот прошло несколько месяцев, и теперь офицерам приходится искать его зачинщиков. Пока полиция допрашивает участников мятежа и отправляет их в камеры Петропавловской крепости, в городе происходит серия убийств.

При этом жертвами преступлений становятся доносчики — дворяне и офицеры, которые ранее выдали декабристов. Одному из них отрезают голову струной, другого сжигают, а третьего топят в проруби. Каждое убийство сопровождается загадочными записками с отрывками из стихотворений поэта Александра Пушкина. Расследовать дело берутся коллежский советник Александр Бошняк (его арестовали за связи с бунтующими, но позднее помиловали) и следователь из Москвы Лавр Петрович.

Исторические личности и атмосфера

«Цербер» с первого эпизода дает понять, что, несмотря на исторический контекст и появление живших в ту эпоху личностей, художественного вымысла в нем будет куда больше, чем исследования событий первой трети XIX века. Проект сосредотачивается на криминальной линии и сопутствующих ей моментах, в то время как восстание декабристов и его последствия становятся скорее удачным и вполне колоритным фоном.

Среди исторических персон нам встречаются (или упоминаются) граф Иван Витт, граф Александр Бенкендорф, император Николай I и поэт Александр Пушкин. Главный герой — Александр Бошняк (Сергей Марин) — тоже фигура реальная: ботаник-любитель втирался в доверие к декабристам и сообщал Витту о планах тайного общества. Его возлюбленная — польская разведчица Каролина Собаньская (Вера Колесникова) — и вовсе была музой Пушкина, которой молодой поэт посвящал стихи. Впрочем, проект, вдохновленный важной вехой, притягивает внимание не столько сюжетными интригами, сколько визуальной работой авторов.

Атмосфера Петербурга XIX века, где дети катаются на коньках по замерзшим каналам, а по Невскому ездят повозки, выглядит более чем достоверно. Также в создании обстановки помогают удивительные балы-маскарады, скрупулезно воссозданные исторические декорации и продуманные костюмы героев. Чего только стоит пухловатый сыщик изменившегося до неузнаваемости Тимофея Трибунцева. Хотя, стоит сказать, что и другие герои если не идеально, то на твердую «четверку» соответствуют сохранившимся портретам.

Актерский состав и детективная линия

Шоу получило органичный каст, который умело (но не случайно) справился с непростыми историческими персонажами. Тот же Трибунцев уже исполнял роль Моти Жмыха в «Ликвидации», Прохора Зыкова в «Тихом Доне» и Достоевского в «Алиби». А актер Сергей Марин, сыгравший элегантного напарника героя Трибунцева, принимал участие в сериале «Собор» (посвящен событиям XVIII века) и примерял образ графа Григория Орлова в проекте «Екатерина». Помимо них в «Цербере» снялись не менее известные Евгений Цыганов, Кирилл Кяро, Яков Шамшин, Александр Горбатов и др.

Атмосферу Петербурга, крепкий актерский ансамбль и внимание к деталям дополнили и вполне качественные детективные сюжетные элементы. Уже с первой серии авторы предлагают зрителям достаточно пищи для размышлений: каковы мотивы каждого из участников событий, можно ли считать Бошняка благородным персонажем, кто стоит за совершенными преступлениями? Кажется, что вопросов остается больше, чем ответов, однако от этой напряженности сериал только выигрывает. По крайней мере, в самом начале.

Стоит ли смотреть «Цербер»

Справедливости ради стоит сказать, что к «Церберу» наверняка появятся вопросы у людей, плохо воспринимающих историческую неправдоподобность и быстрые разгадки. Проект, наполненный фантазиями, предлагает свою версию событий после восстания декабристов и, кроме прочего, довольно рано раскрывает тайну личности убийцы (для кого-то это станет явным недостатком). С этого момента акцент с кровавого следа смещается в сторону противостояния сторон с разными взглядами.

Изысканная стилистика, детализированные интерьеры и бальные платья, которые в том числе взяли для съемок из коллекций российских музеев, прекрасно передают дух времени. Но все же первые эпизоды (уже доступные в сети) не дают возможности сложить о «Цербере» окончательно позитивное впечатление. Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что сериал Щеголькова — это уместная и крайне смотрибельная работа без претензии на историческую точность и исключительную серьезность.