в мире природы

Сокращение выбросов и несогласие: итоги климатического саммита COP28 в Дубае

Спойлер: с прошлого года почти ничего не изменилось. Зато мировое сообщество узнало имена тех, кто не сильно хочет бороться с глобальным потеплением
Joshua A. Bickel/AP/TASS
Joshua A. Bickel/AP/TASS

Событие, именуемое как COP28, — это 28-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. С 30 ноября по 12 декабря 2023 года представители почти 200 стран собрались вместе, чтобы скоординировать глобальные усилия по экологической защите нашей планеты. Рассказываем, как прошло мероприятие, к каким соглашениям пришли страны и с чем на Конференции выступила Россия.

Зачем нужна COP28

Мир уже столкнулся с беспрецедентными последствиями потепления планеты: рекордными лесными пожарами, катастрофическими наводнениями и невыносимыми волнами жары. При этом 2023 год стал самым жарким за всю историю наблюдений. Что еще хуже, отчеты о нашем прогрессе в сохранении Земли показывают, насколько сильно мы отстаем в реализации климатических амбиций. Все это говорит о том, что нам нужны кардинальные меры для стабилизации климата, причем прямо сейчас. Таким образом, COP28 — это шанс для всего мира выйти на новый уровень в решении климатической проблемы.

В этом году встреча проходила с 30 ноября по 12 декабря в Дубае в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), а ее президентом стал Султан аль-Джабер — министр промышленности и передовых технологий ОАЭ и генеральный директор Национальной нефтяной компании Абу-Даби. Основная цель таких встреч — расширение глобального сотрудничества в борьбе с изменением климата. Как и в прошлом году, страна-организатор задала тон и направление дискуссии.

Эмираты — один из крупнейших мировых экспортеров нефти, поэтому выбор страны-хозяйки Конференции был воспринят довольно неоднозначно и стал причиной дебатов между журналистами и делегатами. Тем не менее он не случаен. Дело в том, что ОАЭ обладают важнейшим ресурсом для решения одной из ключевых проблем, стоящих перед реализацией экологических инициатив, — деньгами. К тому же принимающая сторона была определена еще два года назад благодаря крупным экологическим инициативам, поддержанным Эмиратами.

На Конференции делегаты почти из всех стран земного шара обсуждали глобальные цели по борьбе с изменением климата, представляли планы по достижению этих целей и отчитывались о проделанной работе.

На каких направлениях сосредоточилась COP28 в этом году

Переход к чистой энергии. Страны рассматривают ускоренный переход на чистую энергию и сокращение выбросов до 2030 года, чтобы ограничить рост глобальной температуры до 1,5°C.

В центре внимания — природа, люди, жизнь и средства к существованию. Это подразумевает оказание помощи наиболее уязвимым сообществам в адаптации к уже происходящим изменениям.

Выполнение финансовых обязательств. Правительства собираются выполнить старые обещания и заложить основу для новой сделки по финансированию климатических программ. Она должна быть доступной и приемлемой для развивающихся стран.

Мобилизация инклюзивности. Участники формата сделали Конференцию более инклюзивной, предоставив возможность участия в обсуждениях коренным народам и местным сообществам.

Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что эти обязательства, в случае их выполнения, приведут к снижению глобальных выбросов парниковых газов, связанных с энергетикой, на 4 млрд метрических тонн углекислого газа к 2030 году. Цифра значительна. Но она составляет лишь треть того разрыва, который необходимо закрыть в ближайшие шесть лет для снижения показателя глобального потепления до целевых 1,5°C.

О чем договорились страны на COP28

В этом году важное место в переговорах заняла тема ископаемого топлива. Что удивительно, его практически не упоминали в переговорах предыдущих десятилетий, несмотря на то, что оно считается движущей силой глобального потепления. Но по мере того как последствия изменения климата ухудшаются, а альтернативные варианты энергии — солнце и ветер — становятся более доступными, все большее число стран обращает внимание на необходимость отвязки своей экономики от нефти, газа и угля.

Формулировки по ископаемому топливу вызывают много споров, и по этому вопросу существуют глубокие разногласия. Тем не менее свыше 100 стран поддерживают отказ от использования ископаемого топлива в той или иной форме. На прошедшей конференции 50 крупнейших нефтегазовых компаний всего мира подписали обязательство сократить выбросы метана в рамках нефтегазовой деятельности к концу десятилетия. Это предусматривает сокращение метаноемкости их продукции примерно на 80—90%. Они также договорились покончить с рутинным сжиганием газа в факелах к 2030 году. И все-таки некоторые нефтедобывающие государства не хотят и слышать о сокращении добычи нефти и газа.

Задача поиска консенсуса по этой проблеме на COP28 была возложена на председательствующие ОАЭ. В проекте итогового заявления о результатах Конференции предлагалось несколько вариантов обязательства о постепенном отказе от ископаемого топлива, причем все они содержали различные оговорки. Однако, например, Саудовская Аравия и арабская группа участников переговоров сопротивлялись таким формулировкам — они выходили из зала заседаний, чтобы обсудить ситуацию за закрытыми дверями. Кроме того, перед Конференцией BBC опубликовал утекшие документы, из которых следует, что делегаты ОАЭ использовали полномочия организаторов для продвижения интересов нефтяной промышленности среди представителей крупных стран.

Для участников саммита это не стало новостью: еще до начала COP28 страны понимали, что заставить ОАЭ поддержать отказ от ископаемого топлива будет крайне сложно. Нефть остается основой их экономики, несмотря на усилия по ее диверсификации. Тем не менее президент COP28 Султан Ахмед аль-Джабер усилил давление на страны, требуя скорейшего разрешения разногласий:

Мы стремимся к общему благу. Мы стремимся к тому, что отвечает интересам всех и каждого. Нам необходимо найти консенсус и общую позицию по ископаемому топливу

В итоге переговоры в Дубае высветили глубокие международные разногласия по поводу будущей роли нефти, газа и угля, которые осложняют общие усилия по выработке соглашения. Коалиция из более чем 80 стран, в которую вошли США, Европейский союз и малые островные государства, настаивала на заключении на COP28 договора, включающего формулировку о поэтапном отказе от ископаемого топлива с указанием его как основного источника парниковых выбросов и глобального потепления. Она столкнулась с жесткой оппозицией, возглавляемой группой стран ОПЕК и ее союзниками.

Зато делегаты договорились о начале работы Фонда потерь и ущерба, который поможет компенсировать уязвимым странам потери, связанные с изменением климата. Так, например, ОАЭ и Германия внесут в фонд по $100 млн. Идея проста: богатые страны, постоянно выбрасывающие парниковые газы в атмосферу, помогают бедным, пострадавшим от этого процесса. Для этого потребуется не менее $200 млрд ежегодно вплоть до 2030 года.

В целом финальный текст, резюмирующий итоги переговоров, выдался неудачным — многие делегаты и экоактивисты остались недовольны отсутствием конкретных и жестких формулировок в отношении добычи и использования углеводородов (этого добивались в первую очередь страны ОПЕК). Документ содержит лишь список действий, которые страны могут (но не обязаны) предпринять для сокращения выбросов.

О чем на COP28 заявила Россия

Несмотря на то, что за последние полтора года актуальность климатической повестки для нашей страны отошла на второй план, мы не отказались от инициатив по смягчению последствий глобального потепления.

К 2030 году Россия собирается сократить выбросы на 30% от уровня 1990 года, занять 20% мирового рынка водорода и удвоить установленную мощность генерации на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Об этом на Конференции сообщил первый замминистра экономического развития России Илья Торосов. По его словам, Россия стремится к более амбициозным целям в климатической политике, чтобы до 2060 года достичь углеродной нейтральности. Также наша страна ответственно подходит к своей роли в глобальной климатической повестке и выполняет все взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений. Более того, России удалось перевыполнить обязательства по Киотскому протоколу.

Площадку Конференции Россия использовала для презентации своих взглядов на решение мирового климатического кризиса. По словам замминистра экономического развития Владимира Ильичева, Россия считает недопустимым введение односторонних санкций в отношении финансирования и передачи технологий в области развития, а также проектов с низким уровнем выбросов, которые обеспечивают достижение климатических целей. Также Россия считает, что странам необходимо предоставить право самостоятельно выбирать меры по смягчению последствий изменения климата в соответствии с их возможностями.

Крупнейший производитель ОПЕК и фактический лидер Саудовская Аравия, как и Россия утверждает, что в центре внимания COP28 должно быть сокращение выбросов, а не борьба с источниками топлива (газ, нефть, уголь), которые их вызывают.

Участники Рамочной конвенции ООН об изменении климата планируют провести следующий саммит COP29 в Азербайджане в период с 11 по 22 ноября 2024 года.

Анастасия Дегтярева