В России предложили создать полки с бесплатными продуктами. Почему этого не сделали раньше?
Российских ритейлеров хотят обязать создавать в магазинах полки с бесплатными продуктами, у которых истекает срок годности. Ими смогут воспользоваться пенсионеры и социально незащищенные граждане. Как будет работать новая инициатива, предлагали ли подобное раньше и как устроена система фудшеринга в России — в нашем материале.
Что предлагают депутаты?
Депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду» разработали законопроект, который позволит устанавливать в магазинах «социальные полки» с бесплатными продуктами, срок годности которых подходит к концу. Получить их смогут нуждающиеся, предъявив документ, подтверждающий социальный статус (пенсионное удостоверение, справка о праве на государственную социальную помощь и пр.).
В пояснительной записке к законопроекту авторы отмечают, что больше трети всех продуктов в России отправляются на свалку. Они ссылаются на данные исследования НИУ ВШЭ, согласно которому магазины и производители каждый год выбрасывают около 17 млн тонн различных продуктов, стоимость которых в пересчете на рубли доходит до 1,6 трлн.
При этом 16% россиян отдают на питание практически весь свой заработок, а 9,8% граждан, по данным Росстата, находятся за чертой бедности. По оценке консалтинговой компании ТИАР-Центр, на которую ссылаются депутаты, если бы все выброшенные продукты шли людям, это помогло бы прокормить около 30 млн человек.
Почему магазины выбрасывают продукты вместо того, чтобы их раздавать?
Сейчас магазинам проще и дешевле выбрасывать продукты, чем отдавать их нуждающимся. По действующему законодательству товары, которые компании отправляют на благотворительность, облагаются 20%-ным НДС (если их итоговая стоимость превышает 1% от выручки). С утилизации испорченных продуктов ритейлеры не платят налог, поэтому этот вариант с точки зрения финансов для них выгоднее.
Чтобы поддержать бизнес, справедливороссы предлагают внести поправки в Налоговый кодекс и повысить лимит необлагаемых налогом расходов на благотворительность с 1 до 5%. Похожий законопроект в ноябре 2023-го внесли в Госдуму депутаты от ЛДПР. Они предложили полностью освободить магазины от НДС на продукцию, переданную на благотворительность.
В целом подобные предложения звучат не первый год. В 2019-м в Госдуме уже предлагали раздавать еду нуждающимся, в ноябре 2021-го об этом говорили депутаты из «Единой России», а в сентябре 2022-го пересмотр налоговой нагрузки на торговые сети обсуждали в Минпромторге. В конце декабря 2023-го Совфед отправил в правительство законопроект с предложением отменить НДС на товары, которые магазины отправляют на благотворительность.
Почему законопроекты все еще не приняли?
Концептуально и чиновники, и торговые сети поддерживают идею развития фудшеринга в России, но на практике этот вопрос требует проработки и согласований с различными ведомствами, из-за чего обсуждения который год вязнут. Например, на законопроект ЛДПР в Кабмине отвечали, что нужно дополнительно оценить риски от передачи товаров с истекающим сроком годности, потому что они могут причинить вред здоровью человека.
Продукты с истекшим сроком годности ни продавать, ни отдавать на благотворительность нельзя — за это грозят штрафы. А если из-за некачественного товара человек пострадал, наступает уголовная ответственность.
«Ничего плохого» в создании полок с бесплатными продуктами нет, но «должен быть строгий контроль за истечением их срока годности», отметила в беседе с «Постньюс» доктор медицинских наук, врач-эндокринолог МНОЦ МГУ имени М.В. Ломоносова Зухра Павлова. Врач также указала, что необязательно покупать испорченный продукт, чтобы получить пищевое отравление. Главное, чтобы магазины соблюдали санитарные нормы и контролировали качество исходного сырья.
Огромное количество еды в больших и маленьких городах пропадает, это все просто утилизируется. Почему бы не отдавать еду с небольшим остаточным сроком годности нуждающимся, понимая, что это просто никто не купит, потому что все хотят посвежее? На мой взгляд, хорошая идея. Главное, не испортить ее на местах.
一 Зухра Павлова, доктор медицинских наук, врач-эндокринолог МНОЦ МГУ имени М.В. Ломоносова«Если использовать эти продукты по своему прямому назначению — в пищу людям — можно накормить всех людей, живущих за чертой бедности в нашей стране. Поэтому важно, что появляются инициативы, направленные на решение этой проблемы», — отметила исполнительный директор АНО «Фудшеринг», Александра Кумпан. При этом, по ее мнению, депутаты из «Справедливой России» предлагают слишком сложную механику для магазинов, а покупатели смогут ей злоупотреблять.
Появляется много обязательных дополнительных задач: отобрать продукты с истекающим сроком годности, сформировать социальную полку, учитывая товарное соседство продуктов, проверить документы у тех, кто хотел бы забрать что-то с этой полки, убедиться, что они неподдельные, и так далее. Есть риск каннибализации бизнеса со стороны потребителей.
Кроме того, есть премиум-магазины с абсолютно другой целевой аудиторией. Из тех заявлений, которые звучат сейчас, они также будут обязаны создавать такие социальные полки. Это может сильно сказаться на их бизнесе.
一 Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг»Единого мнения нет и о налоговых льготах для бизнеса. Кумпан уверена, что отмена НДС на передаваемые продукты даст возможность масштабировать фудшеринг по всей стране. При этом, по словам главы «Общественной потребительской инициативы» Олега Павлова, власти опасаются, что компании начнут злоупотреблять послаблениями и будут использовать их не для помощи нуждающимся, а, например, для отмывания средств.
Неужели все продукты отправляются в мусорку?
Не все. Сейчас в России есть фудшеринговые сервисы, самые крупные из них — одноименный «Национальный центр спасения еды и заботы об экологии “Фудшеринг”» и Банк еды «Русь». В сотрудничестве с ритейлерами и производителями эти организации бесплатно передают еду нуждающимся. За каждым волонтером организаций закреплены несколько получателей продуктов. Как правило, они относятся к группе социально незащищенных граждан (пенсионеры, многодетные семьи и др.).
В такой модели распределением продуктов занимаются не ритейл-сети, а специализированные организации. Пригодные продукты с истекающим сроком годности гарантированно распределяются среди тех, кому это необходимо. По сути, каждый занимается своим делом: бизнес работает как бизнес, а фудшеринг-сервисы спасают еду.
一 Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг»Сегодня к фудшеринг-сервисам подключены крупнейшие торговые сети. Первопроходцем в этом вопросе стал «ВкусВилл» — с 2021 года компания смогла передать нуждающимся более 114 тонн еды. В июле 2023 года Х5 Group (владеет магазинами «Пятерочка» и «Перекресток») отчиталась об итогах первого года в фудшеринге. Вместе с волонтерами компания спасла более 14 тонн продуктов и помогла 26 тыс. человек.
В 2023 году по программе фудшеринга «Магнит» передал нуждающимся более 300 тонн еды. «Это не только базовые продукты (как, например, хлеб, макароны и крупы), но и свежие овощи, фрукты и ягоды, что позволяет нуждающимся разнообразить рацион и улучшить его качество», — рассказала директор по устойчивому развитию «Магнита» Надежда Галактионова. Всего за время действия проекта помощь получили 220 тыс. человек.
Также в городах существуют локальные благотворительные инициативы, представленные чатами и группами в социальных сетях. Например, проект «Фудшеринг Отдам даром еду» насчитывает почти 90 тыс. подписчиков и помогает жителям Москвы и Санкт-Петербурга. В сообществе люди ежедневно публикуют информацию о продуктах, которыми готовы безвозмездно поделиться.