В Африке начали вакцинировать детей от малярии. Как это изменит мир?
22 января Камерун стал первой страной, где стартовала плановая вакцинация детей от малярии с использованием вакцины RTS,S (Mosquirix). Началась гонка за тем, чтобы защитить как можно больше детей в африканских странах и по всему миру. Рассказываем, как обстоят дела и почему ученые заставили ждать нас так долго.
Почему вакцинация от малярии началась только сейчас
Несмотря на усилия по уничтожению комаров, переносящих паразита Plasmodium falciparum — самого смертоносного источника малярии на африканском континенте, — а также использование защитных сеток и покрытие стен домов инсектицидами, в 2022 году от малярии все еще умирали 608 тыс. человек. 95% смертельных случаев по-прежнему приходится на Африку — наиболее уязвимы маленькие дети, чья иммунная система только развивается.
С 22 января в Камеруне, государстве Центральной Африки, где ежегодно регистрируется 2,7 млн случаев заболевания, началась первая в мире плановая вакцинация детей от малярии с использованием вакцины RTS,S или Mosquirix, произведенной фармацевтической компанией GlaxoSmithKline (GSK). Вакцина нацелена на спорозоиты (передающиеся формы малярийного паразита). Она нейтрализует их до попадания в печень и последующего размножения. Поскольку 48% всех госпитализаций и 67% детских смертей в Камеруне связаны с малярией, есть надежда, что внедрение вакцины поможет облегчить значительное бремя, которое эта болезнь возлагает на систему здравоохранения страны.
Несомненно, долгожданная вакцинация обнадежила весь мир и в особенности африканские страны. Тем не менее отсутствие срочности уже вызвало критику: дело в том, что первые попытки разработать вакцину от малярии с помощью исследований на птицах были предприняты более 100 лет назад. Эффективность же RTS,S была впервые продемонстрирована в клинических испытаниях еще в 1998 году, однако ВОЗ официально не рекомендовала ее использование до 2021 года, а до этого и вовсе считала затею ненужной.
Еще одна причина, по которой вакцинация задержалась, заключается в том, что жертвы малярии — это не европейцы и не американцы, а африканские дети из беднейших стран третьего мира, чье финансирование экономически невыгодно. Кроме того, вакцины создаются в основном людьми, мотивированными на работу (чей труд не всегда оплачивается достойно), и должны пройти значительные экономические и нормативные, а также научные препятствия, прежде чем инъекции станут доступны широкой публике. Впрочем, наконец эти препятствия начинают преодолеваться.
Как продвигается вакцинация в Африке
Влияние новой вакцины выходит за рамки медицинских преимуществ, изученных в ходе клинических испытаний. Малярия — одна из основных причин пропусков занятий в школе, анемии и нарушения когнитивного развития. Вакцина RTS,S может помочь разорвать порочный круг, в течение долгого времени мучающий молодежь и детей.
В октябре Всемирная организация здравоохранения объявила, что предыдущее экспериментальное внедрение RTS,S среди сотен тысяч детей в Гане, Кении и Малави в течение четырех лет позволило снизить смертность на 13%, а количество тяжелых случаев заболевания — на 22%.
Ожидается, что программа будет быстро расширяться. 12 африканских стран получат в общей сложности 18 млн доз RTS,S в течение следующих двух лет через Gavi. Камерун же получит 662 тыс. доз уже в этом году. За ним последуют Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Бенин и другие страны. Все вакцины пока предназначены для детей (опять же, из-за нехватки средств).
Почему сделать вакцину от малярии общедоступной будет сложно
Несмотря на активизацию вакцинации, возникает вопрос о том, сколько детей, живущих в зонах повышенного риска, получат новую инъекцию. Хотя GSK обязалась производить до 15 млн доз RTS,S в год вплоть до 2028-го, этого будет достаточно, чтобы помочь лишь небольшой части тех, кто в ней нуждается. По оценкам, к 2030 году потребуется 100 млн доз вакцины ежегодно, чтобы контролировать малярию в районах, где она распространена больше всего. Вторая вакцина под названием R21, разработанная учеными Оксфордского университета, поможет восполнить дефицит.
В прошлом году ВОЗ добавила R21 в список предварительно отобранных вакцин после исследований, которые показали, что она снижает количество симптоматических случаев малярии на 75% в течение 12 месяцев после введения трех доз. При стоимости $2-4 за дозу R21 примерно в два раза дешевле RTS,S, а производственные мощности намного больше. R21 поступит в продажу уже в мае-июне этого года. Но впереди ждет множество логистических препятствий, в том числе жесткие требования к охлаждению вакцин, которые не позволяют легко транспортировать их в отдаленные регионы.
На повестке дня стоит и долгосрочность обеих прививок. В идеале все дети, живущие в зонах повышенного риска, должны получать прививку ежегодно до 10 лет. Хотя ВОЗ заявляет о 75-процентной эффективности RTS,S и R21 в профилактике клинической малярии при сезонном введении вместе с противомалярийными таблетками, предыдущие испытания показали, что со временем иммунитет быстро ослабевает.
Исследование, опубликованное в 2015 году, также показало, что эффективность RTS,S составляет всего 36,3% уже через четыре года после вакцинации. Кроме того, Plasmodium falciparum — лишь один из пяти видов паразитов, вызывающих малярию. Кампания по вакцинации может привести и к тому, что вирус будет эволюционировать подобно многим другим. Или же в Африке станет доминировать другой малярийный паразит.
Однако самая большая проблема — это финансирование. В обеспечении поставок вакцин африканские страны чрезмерно зависят от иностранных доноров — Gavi и ЮНИСЕФ, а доноры не могут существовать вечно. Они меняют приоритеты, и это имеет огромные последствия для программ по борьбе с самыми разными болезнями. Но усилия уже предпринимаются: по крайней мере, планируется переложить часть бремени производства вакцин на Африку.
Ученые надеются, что дальнейший прогресс приведет к появлению дешевых вакцин, требующих меньших доз и сохраняющих эффективность в течение длительного времени. Через несколько лет могут появиться и другие препараты.
Каким бы несовершенным ни было решение, внедрение RTS,S представляет собой новый значительный шаг в борьбе за спасение детских жизней от малярии на всем африканском континенте.