суд

«Без пяти минут высшая мера»: почему Трепову приговорили к 27 годам и сможет ли она выйти раньше?

Правозащитники убеждены, что девушке не стоит надеяться на значительное смягчение приговора
Петр Ковалев/ТАСС
Петр Ковалев/ТАСС

26-летнюю Дарью Трепову (признана террористом и экстремистом в РФ) приговорили к 27 годам колонии общего режима по делу о теракте в Санкт-Петербурге, в ходе которого погиб военкор Владлен Татарский. Наказание стало самым суровым в российской судебной практике — до этого женщинам не давали такой большой срок. Защита Треповой планирует обжаловать приговор. «Постньюс» поговорил с юристами и выяснил, почему Трепова получила такое наказание и в каком случае она сможет выйти на свободу раньше.

Почему Треповой дали такой большой срок?

Изначально сторона обвинения запрашивала для Треповой 28 лет заключения и штраф в 800 тыс. руб., но в итоге наказание смягчили до 27 лет и 600 тыс. руб. штрафа. Трепову признали виновной в совершении теракта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ), незаконном ношении взрывчатых устройств (ч. 4 ст. 222.1 УК РФ), а также подделке документов (ч. 4 ст. 327 УК РФ).

Максимальное наказание по совокупности этих преступлений составляет 30 лет, объяснил в беседе с «Постньюс» юрист, управляющий партнер адвокатского бюро Moscow Legal Александр Курьянов. При этом, если бы после вынесения приговора выяснилось, что она совершила еще какое-то преступление, общий срок по совокупности приговоров мог увеличиться до 35 лет лишения свободы.

«За последние годы это самый жесткий по женщинам приговор, на моей памяти такого давно не было», — рассуждает Курьянов. На размер наказания также влияет и то, что Трепова не признала вину — это считается отягчающим обстоятельством, объясняет адвокат. «Это резонансное дело, направленное против устоев государства, поэтому наказание такое жесткое», — подытожил он.

Юрист Никита Сорокин в беседе с «Постньюс» согласился, что вынесенный в отношении Треповой приговор мотивирован прежде всего политическими соображениями. Этим, считает правозащитник, «государство защищает и продвигает свою идеологию», а 27 лет колонии — «без пяти минут высшая мера».

«Такой срок для Треповой стал показательным для всех. Фактически, через это решение власти указали, что любые подобные действия  будут караться жестко и безо всяких смягчений. Причем, когда в деле политика, то вопрос о том, мужчина или женщина на скамье подсудимых, совсем не стоит, а на первое место выходит неотвратимость наказания», — отметил Сорокин.

Сможет ли защита обжаловать приговор?

Адвокат Дарьи Треповой сообщил, что будет обжаловать решение суда. «Наверное, это самый жестокий приговор в отношении женщины в России за всю историю современного правосудия, хотя для этого не было никаких оснований, даже если гипотетически предположить, что Дарья виновна», — заявил он. На апелляцию у защиты есть 15 дней.

Опрошенные «Постньюс» юристы сомневаются, что у адвокатов получится существенно смягчить срок. «Вопрос заключается в том, будет ли она признавать вину. Но в целом я считаю, что может быть и удастся, но не на апелляции, а на кассации. Согласно статистике, на апелляциях подавляющее большинство приговоров оставляют в силе», — указал Курьянов.

Сорокин также считает, что вторая судебная инстанция может смягчить срок заключения Треповой, но не без оснований. «Например, в пределах одного года, с 27-ми до 26-ти лет, если у суда будет желание показать гуманность нашего правосудия», — указал он.

Может ли Трепова выйти на свободу раньше?

Если приговор вступит в силу, Трепова выйдет из тюрьмы, когда ей будет 53 года. При этом при примерном поведении она может рассчитывать на условно-досрочное освобождение (УДО), но только отсидев три четверти срока, отмечают юристы. Под амнистию Трепова вряд ли подпадет, так как на нее могут претендовать осужденные по не тяжким статьям, объясняет Курьянов.

Помилование президента в случае девушки тоже вряд ли возможно. «Это воля президента РФ, и как он изволит, так и будет. Но я не вижу оснований, почему бы он мог выступить в ее защиту», — указывает Курьянов. Сорокин допускает, что в будущем Трепову могут обменять на кого-то, но не более. «Это единственное, на что пока ей стоит уповать», — резюмировал он.