кино

Инфернальная критика цензуры: какой получилась новая версия «Мастера и Маргариты»

Авторы фильма по-своему интерпретировали булгаковскую классику
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

25 января в кино вышла новая экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» о великой любви и посещении Москвы дьяволом со свитой. Главные роли в картине исполнили Евгений Цыганов и Юлия Снигирь.

Сюжет фильма отличается от классического произведения — авторы добавили дополнительную линию с писателем, который сталкивается с советской цензурой, а после решает написать роман о себе и своей возлюбленной. Подробнее об отличиях в сюжете и об отношениях творца с властью расскажем в нашем материале.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 25 января
Страны производства: Россия
Режиссер: Михаил Локшин
Авторы сценария: Роман Кантор, Михаил Локшин
В ролях: Аугуст Диль, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Юрий Колокольников, Алексей Розин, Кеша, Полина Ауг, Евгений Князев, Данил Стеклов, Марат Башаров и др.
Жанры: драма, фэнтази
Продолжительность: 2 часа 37 минут

Интерпретация классики

Москва, 30-е годы прошлого века. Известный на всю столицу писатель (Евгений Цыганов) спешит на репетицию в театр, где ставят спектакль по его пьесе о Понтии Пилате. Однако неожиданно герой попадает в опалу: постановку снимают, а после разгромной статьи о пьесе его исключают из Союза писателей.

Персонаж Цыганова знакомится с необычным иностранцем (Аугуст Диль), который коротко представляется — Воланд. С новым знакомым писатель начинает вести долгие беседы о добре и зле, литературе и власти. Параллельно с этим герой случайно встречает на улице прекрасную девушку Маргариту (Юлия Снигирь) и тотчас влюбляется в нее. Он решает написать книгу о себе и своей возлюбленной, а заодно вплести в работу сюжет пьесы о Пилате.

Но из-за давления со стороны власти, нервных отношений и мук творчества писатель начинает то ли сходить с ума и видеть героев своей книги в реальности, то ли в наш мир действительно явился сатана со свитой.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Настоящий бал сатаны

Авторы выстраивают в фильме сразу три слоя реальности: первый — жизнь опального писателя, пишущего злополучный роман, второй — вселенная, в которой происходят события книги, третья — история Понтия Пилата и Иешуа. На первый взгляд кажется, что зрителя сознательно запутывают, сплетая меж собой несколько реальностей для разной трактовки, но по итогу концовка получается вполне однозначной.

Сюжет картины отходит от прямого прочтения литературного источника и вносит свои дополнительные смыслы. Главными из них становятся проблемы цензуры и взаимоотношений автора и государства. Фоном для драмы выступает стремительно строящийся тоталитарный мир с огромными высотками, широкими улицами, новенькими трамваями, но вместе с тем и с запретом на свое мнение, боязнью сказать лишнее и вездесущими нквдшниками. Каждый из героев не в состоянии нащупать ту самую красную линию, которую нельзя пересекать.

С одной стороны, писателю запрещено даже косвенно критиковать власть, упоминать религию и рассуждать на вечные темы, а с другой — именитые члены Союза писателей, народные комиссары и сами же работники госбезопасности спокойно проводят время в клубах, слушая американский джаз, распивая шампанское и вербуя литераторов, которые вскоре начнут клеймить своих собутыльников.

Так перед зрителем появляется настоящий бал сатаны, который становится чуть ли не страшнее торжества Воланда и его свиты. «Это бал мертвых, которые еще не знают, что умрут», — комментирует Мастер.

В зыбком мире, где близкий друг может позариться на твою крошечную квартиру и написать донос, писатель пытается переделать реальность и сконструировать свой мир, в котором есть любовь, все злодеи наказаны Воландом, каждый получает по своим заслугам, а Москва по итогу сгорает. Так книга Мастера, олицетворяющая собой искусство в целом, становится единственным местом спасения в темные времена — именно поэтому рукописи и не горят.

Какой вывод

Фильм «Мастер и Маргарита» получился действительно масштабным (не только по хронометражу) проектом. Авторы скрупулезно выстроили кинореальность в нуарно-готическом сталинском ампире, сделав стилистический акцент не на исторически достоверной Москве 30-х годов, а на советской утопии. В фильме появляются огромные небоскребы, футуристичные здания, конструктивистские дома-коммуны и даже гигантская статуя Ленина. Бюджет «Мастера и Маргариты» в 1,2 млрд рублей — не рекордная, но достаточно большая сумма для российского кино. Однако, исходя из обилия качественной графики и масштабных съемок, видно, что деньги были потрачены с толком.

Актеры также отлично справились со своими ролями. Цыганов традиционно сыграл грустного персонажа, запутавшегося в собственных чувствах и мыслях, Снигирь эффектно перевоплотилась в роковую полуведьму Маргариту, показав идеальное тело, а Воланд в исполнении Аугуста Диля стал одним из лучших и наиболее ярких персонажей не только этой картины, но и в целом среди всех экранизаций романа. Его Воланд получился тонким трикстером-интеллигентом, вселяющим ужас, а немецкий акцент добавил сатане особого шарма.

Единственным минусом можно назвать недостаточное время, уделенное другим персонажам из свиты Воланда: хотелось бы побольше видеть кота Бегемота, Коровьева, Азазелло и вампиршу Геллу. Но по итогу фильм получился мощным блокбастером, ставшим необычной экранизацией сложного классического романа и добавившим в него новое авторское прочтение и смыслы. «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина можно назвать развлекательным и одновременно глубоким фильмом международного уровня.

Мария Самарина