кино

Из актера второго плана в агрессивного ЛОМа: как Никита Кологривый стал «санитаром леса»

Актер хочет быть «своим в доску», но часто скатывается в радикальные и популистские высказывания
Кинокомпания "СТВ"/YouTube
Кинокомпания "СТВ"/YouTube

В последний месяц актер Никита Кологривый, получивший широкую известность благодаря роли Кощея в сериале «Слова пацана. Кровь на асфальте», не раз разражался критикой российских культурных деятелей. Досталось от Никиты примерно всем: он катком проехался по коллегам Козловскому и Бортич, назвал «деградацией» творчество рэпера Big Baby Tape и охарактеризовал работы советских актеров Смоктуновского и Абдулова как «скучные».

Сегодня мы решили вспомнить, как развивалась карьера актера, и заодно разобрать самые резкие высказывания Никиты Кологривого. Обещаем, будет интересно.

Начало и развитие карьеры Кологривого

Никита Кологривый родился в Новосибирске в 1994 году в семье ветерана афганской войны и домохозяйки. Еще в юности, после развода родителей, Кологривый вместе с мамой переехал в украинский город Белая Церковь. Проучившись там семь классов (Никиту выгнали из школы), он вернулся на родину, где продолжил образование и сосредоточился на занятиях спортом. Увлечение боевыми искусствами, в особенности боксом, привело парня к желанию стать тренером.

Однако по совету дедушки Кологривый все же решил поступить в местный театральный институт: родственник видел в нем соответствующие способности. Не прочувствовав творческую атмосферу «секты» (так Никита иронично отзывался об учебном заведении), будущий актер вылетел из института, но спустя полгода восстановился. Парень экстерном окончил второй курс и отправился в Москву — уже в ГИТИС на курс театральных режиссеров Сергея Голомазова и Павла Хомского. ВУЗ он, кстати, закончил с отличием.

Еще во время учебы Кологривый начал работать в Театре на Малой Бронной и потихоньку сниматься в кино и сериалах. После дебюта в телепроекте «Адвокат. Продолжение» (исполнил роль качка Вовы), Кологривый сыграл надзирателя по прозвищу Жлоб в драме «Жги!» Кирилла Плетнева. Затем последовали десятки работ разной степени известности: среди них были военно-драматический боевик «Балканский рубеж», сериалы «Чикатило», «Пищеблок», «Два холма» и др.

Резонансные высказывания Кологривого в сторону коллег (да и вообще всех)

К 29 годам резюме Никиты Кологривого насчитывает порядка 60 работ. Самыми известными среди них можно считать роли Мишки Япончика в трилогии про Остапа Бендера, Психа в картине «Майор Гром: Чумной доктор», Левиса в сериале «Оффлайн», Емели в фильме «По щучьему велению» и, конечно, Кощея в нашумевшем проекте «Слова пацана. Кровь на асфальте». Впрочем, народная слава пришла к актеру именно благодаря криминальному сериалу Жоры Крыжовникова. После выхода восьми эпизодов «Слова» Кологривый стал частым гостем подкастов и различных интервью. Тогда-то парня и прорвало.

В конце прошлого года артист, которого уже можно смело назвать «санитаром леса», начал в хаотичном порядке критиковать коллег и других представителей развлекательной индустрии. Например, Саша Бортич, в понимании Кологривого, представляет из себя просто «симпатичную» девушку без актерского образования. Данила Козловский хоть и закончил РГИСИ, на деле оказался «лжеартистом»: в качестве примера Никита вспомнил его роль в «Духless’е». Никакой корпоративной этики не было и во время обсуждения «Слова пацана» — досталось и Янковскому, и младшему поколению. Мол, не трушные они, в отличие от Никиты — мужчины 1994 года рождения, который все происходящее в сериале переживал лично.

Также, по мнению Кологривого, реакция зрителей на проект Крыжовникова «очень преувеличена». Он уверен, что есть сериалы не хуже, но их не замечают из-за инфошума, который создал «Слово пацана». Кроме того, Никиту раздражает низкая художественная ценность современной музыки — в частности, в творчестве Artik & Asti и рэпера Big Baby Tape. Артист считает треки последнего «деградацией» и недоумевает, почему это находит отклик в стране, где еще «два века назад были лучше стихи». Еще Никите не симпатичны «вяленькие» вегетарианцы, «провокаторы» BadComedian и Юрий Дудь (признан иноагентом в РФ), советские актеры Иннокентий Смоктуновский и Александр Абдулов и фанаты, которые хотят с ним сфотографироваться.

Наконец, Кологривого пугает «декаданс», в который сейчас погрузился мир: «Культурные ценности рушатся, а из бреда делают искусство». Консервативные взгляды и опыт съемок в исторических проектах подсказывают актеру, что откровенные наряды, идеальная модельная внешность и яркие соцсети — необязательные и даже деструктивные атрибуты современных девушек. В общем, по словам Никиты, мы вернулись в средние века и оправдали все «психологией и безлактозным кофе».

Отзывы коллег о Кологривом

В пассажах Никиты Кологривого зачастую прослеживается излишняя эмоциональность и желание понравиться широкому зрителю своей открытостью, «пацанскостью» и простотой. Актер, которого многие называют популистом, называет неоправданными высокие гонорары артистов и говорит, что необходимо поднять зарплаты хирургам и спасателям. Сам же Кологривый хоть и считает, что интервью должны давать и самые обычные парни (те же спасатели, допустим), чаще упивается осуждением коллег, нежели пытается дать слово людям из народа.

При этом простой сибирский парень, активно выступающий «за все хорошее и против всего плохого», в экстренный момент заменяет Филиппа Киркорова в новогоднем проекте «Иван Васильевич меняет все» и в целом не чурается работать на износ (еще раз взглянем на крайне обширную фильмографию). Можно ли считать такой подход попыткой победить упадническое состояние культуры  — вопрос к Никите. Порой запал молодого актера сталкивается с ответной реакцией и тогда расстановка сил — по крайней мере в медиапространстве — стремительно меняется.

Например, после сравнения Big Baby Tape с Лермонтовым рэпер оппонировал актеру, сравнив проекты Кологривого с картинами Тарковского. «Ребята, не засоряйте голову морализаторскими мнениями актеров второго плана и наслаждайтесь искусством в его разных проявлениях», — заключил хип-хоп исполнитель. Саша Бортич в ответ на выпады Кологривого, в свою очередь, заявила, что не позволяет себе обсуждать способности коллег, «хоть некоторым из них, как выяснилось, лучше открывать рот только по тексту».

Главный антагонист российской индустрии развлечений планомерно наживает себе врагов, искусственно или искренне, создавая образ народного «правдоруба». Так или иначе некоторые кинематографисты уже начали высказывать опасения насчет работы с Никитой. Режиссер «ЮЗЗЗ’а» и «Немцев» Стас Иванов допускает, что молодой человек может лишиться предложений, ведь для большинства авторов вопросы индустриального уважения не пустой звук. Актер Филипп Янковский придерживается такого же мнения: «Кино — это коллективный труд, а вот Кологривый так не считает».

Тем не менее жена Никиты Кологривого — актриса Александрина Питиримова — не считает, что ее супруг потерял связь с реальностью или зазвездился: «Никита — машина, трудяга! <…> По поводу критики или уважения, это лишь чье-то мнение, фантазия, мысли. Знаю одно: он добился того, к чему шел, и сейчас для него это важно, и пусть будет так».

Никита Прунков