кино

Дитя в мире рок-н-ролла: о чем фильм «Присцилла: Элвис и я»

Картина пытается рассказать, каково это — жить в тени суперзвезды. Получилось ли это у авторов?
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

25 января в российский прокат выходит фильм Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я» с Кейли Спэни и Джейкобом Элорди в главных ролях. Картина повествует историю совсем юной девушки, которая влюбляется в короля рок-н-ролла и совершенно теряется на его фоне. Мы посмотрели фильм и рассказываем, удалось ли Копполе сделать главную героиню из женщины, которая в глазах общественности всегда находилась за кулисами.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 25 января
Страны производства: Италия, США
Режиссер: София Коппола
Авторы сценария: София Коппола, Присцилла Пресли, Сандра Хэрмон
В ролях: Кейли Спэни, Джейкоб Элорди, Эри Коэн, Дагмара Доминчик, Тим Пост, Линн Гриффин, Дэн Бирн, Родриго Фернандес-Столл и др.
Жанры: биография, драма
Продолжительность: 1 час 53 минуты

История любви Элвиса и Присциллы

ФРГ, 1959 год. Девятиклассница Присцилла (Кейли Спэни) скучает на базе ВВС США, где живет вместе с находящимися в командировке родителями. У девушки нет друзей, она вырвана из привычного контекста Техаса и заняться в чужой стране ей толком нечем. Неожиданно Присциллу зовут на вечеринку к самому Элвису Пресли (Джейкоб Элорди), который в это время проходит срочную службу в американской армии в Германии.

На вечеринке Элвис сразу же обращает внимание на юную девушку, расспрашивает о любимой музыке и доме в Штатах, называя Присциллу спасением от тоски по родине. Школьница моментально влюбляется во взрослого и суперпопулярного мужчину. Певец тоже испытывает нежные чувства и знакомится со строгими родителями Присциллы, убеждая их в чистоте своих намерений.

Вскоре у Элвиса заканчивается срок прохождения службы, и он уезжает обратно в США, где становится еще популярнее. Перед отъездом певец обещает Присцилле не забывать ее и забрать к себе. Спустя несколько лет так и происходит: король рок-н-ролла приглашает девушку в свой особняк в Мемфисе.

Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»
Кадр из фильма «Присцилла: Элвис и я»

Женщина на вторых ролях

Кино снято по мемуарам Присциллы Пресли «Элвис и я», вышедшим в 1985 году. В книге женщина рассказывает о встрече с Элвисом Пресли, их браке и проблемах, которые привели к разводу. Коппола писала сценарий совместно с Присциллой, поэтому лента вышла биографически достоверной (по крайней мере, со стороны Присциллы — после выхода книги ее пытались засудить за вранье про Элвиса). Если главная героиня истории пошла режиссеру навстречу, то вторая сторона — представители Элвиса, компания Elvis Presley Enterprises — не позволила Копполе использовать в ленте песни Короля.

Удивительно, но практически полное отсутствие треков Элвиса не портит впечатление от картины, потому что акцент в ней смещен с музыки и шоу на личность Присциллы. Авторы фильма размышляют, каково быть юной, беззащитной девушкой в мире взрослых, ярких и авторитарных мужчин. Дисбаланс между вчерашним подростком и звездой мировой сцены подчеркивает и значительная разница в габаритах актеров: рост Спэни, сыгравшей Присциллу, всего 155 см, а Элорди-Элвиса — 196 см.

Юная Присцилла не знала, как выстраивать свои личные границы, и в целом вела себя соответственно духу времени, где женщина чаще находилась в подчиненном положении. Девушка слишком рано вырвалась из близкого окружения и опеки со стороны родителей и попала в красивый, глянцевый и богатый мир рок-н-ролла. Постепенно он для нее становится практически тюрьмой: возлюбленный, когда находится рядом, подавляет Присциллу и заставляет ему соответствовать (носить определенную одежду, читать книги, с которыми она не согласна, разделять его взгляды и не ревновать из-за многочисленных романов).

По итогу вся жизнь Присциллы превращается в бесконечные попытки заслужить любовь и внимание Элвиса, ловя лишь пару его ласковых слов в коротких перерывах между истериками и бесконечными съемками и гастролями. Так волшебная сказка Присциллы, которой грезили все девушки тех лет, стала с одной стороны тотальным одиночеством, а с другой — проживанием чужой жизни.

Какой итог

София Коппола уже набила руку в съемках фильмов о женщинах, оказавшихся в неуютной среде. Так, в «Девственницах-самоубийцах» девушек вынужденно запирают дома, изолируя от злого общества, в «Трудностях перевода» героиня Скарлетт Йоханссон не может найти место в жизни, страдая от личностного кризиса в Токио, а Мария-Антуанетта в одноименной ленте не может влиться в Версальский королевский двор. Однако картине о Присцилле явно не хватает психологического разбора как личностей главных героев, так и общего контекста абьюзивных отношений.

По сути Коппола только легкими штрихами вырисовывает страдания и переживания Присциллы, не вдаваясь в подробности. Зрителям показан запутавшийся подросток, который «повелся» на ухаживания и яркий образ суперзвезды, при этом фильм совсем не содержит размышлений о роли женщины в американском обществе середины прошлого века, сводившейся к выполнению функций красивой куклы и обслуги. Без этого история превращается в плоский пересказ сюжета о том, как же тяжело жить в лучах чужой славы, который не вызывает сильного сопереживания.

Однако сильно ругать ленту не хочется: она красиво снята и здорово погружает в атмосферу американских 50-х с широкими юбками, высокими прическами и шикарными автомобилями. «Присцилла» вышла легким (хотя таким явно не задумывалась) кино о взрослении и расстановке приоритетов, но явно не дотягивающим до уровня других фильмов Копполы на аналогичные темы.

Мария Самарина