«Мосфильму» — 100 лет! Редакция «Постньюс» выбирает свои любимые работы киностудии
«Мосфильму» исполняется 100 лет. За это время на киностудии было создано более 2,5 тыс. картин, цитаты из которых ушли в народ, а сцены пополнили учебники кино. В честь юбилея редакция «Постньюс» выбрала свои любимые ленты — от комедий до фантастики.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», реж. Леонид Гайдай
Сюжет легендарной советской комедии известен всем: студент Шурик (Александр Демьяненко) отправляется на Кавказ, где влюбляется в девушку Нину (Наталья Варлей). На студентку, комсомолку, спортсменку и, наконец, просто красавицу положил глаз товарищ Саахов (Владимир Этуш), решив насильно на ней жениться. Шурик отправляется на выручку Нине.
Цитаты из кино стали крылатыми, а сама картина заняла четвертое место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Гайдай в очередной раз показал свое умение снимать народные комедии, основанные на визуальном юморе с отсылками к немому кино.
Анастасия Мельник, автор раздела «Экономика»: «Любимый фильм с детства, который с первого кадра вызывает улыбку и самые теплые и приятные эмоции. Когда я пожила в Алуште, где снимали большинство сцен из этого фильма, я влюбилась в него еще сильнее, а главным развлечением стали прогулки по окрестностям и сравнивание кадров из фильма с реальными местами».
«Тот самый Мюнхгаузен», реж. Марк Захаров
Фильм создан по мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе. В центре сюжета — барон Мюнхгаузен (Олег Янковский), знаменитый фантастическими подвигами. Он хочет жениться на своей возлюбленной Марте (Елена Коренева). Но вот незадача — барон женат, хотя уже как много лет не живет со своей супругой (Инна Чурикова). Барону обещают дать развод, только если он публично признается, что выдумал все свои подвиги.
Кино наполнено не только тонким и местами абсурдным юмором, но и глубокими и лирическими экзистенциальными размышлениями. Все это превращает фильм в универсальное высказывание на все времена.
Мария Царькова, автор видеоконтента: «Фильм поднимает так много тем, что каждый раз, когда его смотришь, открываешь для себя что-то новое. Он о дружбе, любви, мечте, свободе, истине, роскоши быть самим собой и возможности верить в то, во что хочется. В фильме столько крылатых фраз и выражений, которые не потеряли своей актуальности и остроты до сих пор. А черно-белая сцена немого диалога между бароном и Мартой до сих пор доводит до слез».
«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Сюжет фильма пересказать довольно сложно. В Якутии находят гигантский алмаз — «Спаситель России» — стоимость которого может покрыть весь внешний долг и обеспечить «жителям страны трехлетний отдых на Канарских островах». Однако алмаз похищают мафиози, а уже у них его ворует мелкий жулик Василий Кроликов (Валерий Гаркалин). За алмазом начинается настоящая охота, но поиски усложняет неожиданное появление братьев-близнецов Кроликова.
Подобный абсурдный фильм с экспериментальным юмором было неожиданно увидеть от режиссера, награжденного «Оскаром» за «Москву слезам не верит». Однако лента «Ширли-мырли» полюбилась многим и стала чуть ли не главной культовой комедией 90-х.
Виктория Обнорская, автор раздела «Общество»: «Самая элегантная комедия, снятая ”Мосфильмом”. Юмор в ней резок и символичен: тут и шутки про расизм интегрированы так, что это звучит уместно и забавно, и качество грима не смущает, а, скорее, отсылает к комедии положения, и шутки про политику отражаются не грустью и безысходностью, а искренним смехом. Да и курьезы по типу “поскользнулся на банановой кожуре” вместе с актерской игрой вызывают мое личное “Браво!”».
«Баллада о солдате», реж. Григорий Чухрай
Действие фильма происходит в годы Великой Отечественной войны. Главный герой — молодой солдат Алексей Скворцов — совершает подвиг. Его хотят наградить, но Алеша просит отпуск, чтобы повидаться с мамой. Его путь в родную деревню оказывается не из легких.
Фильм Чухрая сместил фокус зрения с крупных военных событий на личность. Алексей показан не патриотом или героем (хотя он таким безусловно является), а простым человеком. «Баллада о солдате» была номинирована на премии «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь», а также получила награду Британской академии за лучший фильм.
Дмитрий Зерин, шеф-редактор сайта: «Фильм, который показывает хрупкость и глубину одного маленького человека в условиях войны, при том, что война в фильме даже не показана. В самом конце каждый раз плачу. Ну и фантастические молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко — два краша своего времени».
«Солярис», реж. Андрей Тарковский
В будущем человечество начинает осваивать разные планеты. Одна из них — Солярис, полностью покрытая океаном. На космическую станцию прибывает ученый Крис Кельвин (Донатас Банионис), который должен разгадать загадочные послания, поступающие на Землю со станции. Сначала Крису кажется, что ученые сошли с ума, но вскоре он сам начинает видеть наваждения.
Картина сильно отличается сюжетом от первоисточника — романа Станислава Лема. За это Тарковского часто критиковали, а сам писатель заявил, что режиссер — дурак и неправильно понял замысел книги. Однако картина получила Гран-при специального жюри на Каннском кинофестивале, была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» и вошла в учебники кино.
Эльнара Синютина, автор раздела «Политика»: «Мой ушедший из семьи и переставший со мной общаться отец нежно любил творчество Станислава Лема, поэтому повзрослев, я решила познать хотя бы часть его мира. Экранизацию «Соляриса» я люблю за уникальный в своем роде и революционный для своего времени визуал, идею тоски по родине и близким (я часто переезжала за всю свою недолгую жизнь) и озадаченности извечным вопросом “кто мы и откуда”».
«Вокзал для двоих», реж. Эльдар Рязанов
Музыкант Платон Рябинин (Олег Басилашвили) знакомится с официанткой Верой (Людмила Гурченко) на вокзале во время стоянки поезда. Она требует оплатить обед, и из-за перепалки Платон не успевает в свой вагон. К тому же жених Веры (Никита Михалков) случайно увозит паспорт Платона. Оставшись на вокзале, герой мирится с Верой, и спустя пару дней оба понимают, что любят друг друга.
Вариация на тему курортного романа оказывается серьезной драмой об одиноких и потерянных людях. Картина попала в официальную конкурсную программу Каннского кинофестиваля, а в СССР была признана «Лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран».
Арина Цыплакова, редактор соцсетей: «Смотрела его с мамой в подростковом возрасте много раз. Именно она раскрыла для меня глубину этого фильма, позволив прочувствовать нотку надрыва в этой трагичной истории. Причем вся драматичность там выражается в едва заметных деталях. Герой Басилашвили такой интеллигентный, благородный. Он кажется в каком-то смысле хрупким и ранимым, но при этом мужества ему не занимать. И история любви там вполне бытовая, но такая трогательная! А Гурченко — просто красавица!»
«Обыкновенное чудо», реж. Марк Захаров
Волшебник (Олег Янковский) решил превратить настоящего медведя в прекрасного юношу (Александр Абдулов). Однако есть одно условие: если его поцелует принцесса, то он снова станет медведем. Герой встречает девушку (Евгения Симонова) и влюбляется в нее. Как назло, она оказывается принцессой.
Забавные диалоги из фильма, ставшие мемами, заставляют грустно улыбаться, а (на первый взгляд) детская сказка превращается в тонкую рефлексию о добре и зле.
Динара Салахетдинова, шеф-редактор видеоотдела: «Грустные сказки напоминают, что в жизни нет волшебства, но место чуду всегда найдется. Оно стоит дорого, и все же стоит того. Я отдаю первое место грустной сказке Марка Захарова за глубину чувств, мораль, улыбку, которую она вызывает, замечательную актерскую работу и, отдельно, за харизму Александра Абдулова».
«Иван Васильевич меняет профессию», реж. Леонид Гайдай
Инженер Шурик (Александр Демьяненко) сконструировал машину времени: теперь из советской квартиры можно попасть в XVI век в палаты Ивана Грозного. Туда и отправляются вор Жорж Милославский (Леонид Куравлев) и сосед Шурика Иван Васильевич Бунша (Юрий Яковлев).
В год выхода (1973) фильм стал лидером проката — кино посмотрели более 60 млн зрителей. На постсоветском пространстве вряд ли есть люди, которые не видели эту классическую комедию, а большинство цитат из фильма плотно ушли в народ.
Валерий К., редактор соцсетей: «Во-первых, это остроумно и смешно. Во-вторых, играют любимые советские актеры, а в-третьих, это идеально срежиссировано и снято. Мне кажется, здесь нет ни одной лишней сцены или реплики».
«Девять дней одного года», реж. Михаил Ромм
1961 год. Два молодых ученых-ядерщика — Дмитрий Гусев (Алексей Баталов) и Илья Куликов (Иннокентий Смоктуновский) — проводят ядерные исследования в институте в Сибири. Гусев получает смертельную дозу радиации в результате эксперимента, но продолжает заниматься научной работой. Вместе с тем оба героя влюблены в одну девушку Лелю (Татьяна Лаврова).
Фильм можно назвать одной из самых показательных «шестидесятнических» картин: молодые герои рассуждают обо всем на свете: о любви и физике, о космосе и войне. Картина вызвала большое обсуждение в обществе и огромный отклик у зрителей.
Тимур Фехретдинов, главный редактор: «Это далеко не самый популярный, но один из самых интересных “оттепельных” фильмов. Здесь и неожиданно авангардный Ромм, которого к тому моменту уже списали со счетов, и блестящие (и еще молодые) Баталов и Смоктуновский. Да и сам сюжет уникален — до Ромма в советском кино про ученых никто не рассказывал. А уж если смотреть фильм сейчас, невольно кажется, что это своего рода анти-"Оппенгеймер" за полвека до творения Нолана. Отдельный шедевр — диалог главного героя и его отца».
«Неоконченная пьеса для механического пианино», реж. Никита Михалков
В усадьбе генеральши собираются гости. Среди них простой сельский учитель Михаил Платонов (Александр Калягин) с женой. Неожиданно он встречает свою первую любовь Софью (Елена Соловей). Она уже давно вышла замуж и превратилась в солидную даму. Между героями происходит диалог, в котором Софья признается в чувствах и даже предлагает бросить своего мужа. Однако Платонов к такому развитию событий не был готов.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» снята по рассказам Антона Чехова «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года» и «Моя жизнь». Фильм стал примером тонкой иронии над интеллигенцией, запутавшейся в метаниях и неспособной понять собственные чувства.
Мария Самарина, обозреватель и автор текста: «Конфликт в картине развивается настолько скрыто за внешней безмятежностью, что оставляет только тонкую грусть и небольшую ухмылку. А финал фильма с “купанием” и вовсе заставляет тебя иначе смотреть на свои поступки и трагичные “заламывания рук”».