звезды

Джаред Котлето и Киану Рыбз: как в России используют имена знаменитостей без их ведома

Разбираемся с экспертами, насколько это законно и что грозит владельцам бизнесов

В России зарегистрировали новую компанию, которая занимается грузоперевозками. И несмотря на то, что сфера деятельности у организации довольно тривиальная, она попала в новости благодаря названию — ООО «Райан Гослинг». Для России это не редкость, на рынке можно встретить много компаний или продукции с именами звезд. Разбираемся, для чего предприниматели это делают и насколько это законно.

Что за компания «Райан Гослинг»?

Несколько дней назад, 26 января, бизнесмен из Арзамаса зарегистрировал новое Общество с ограниченной ответственностью «Райан Гослинг». Компания занимается грузоперевозками по стране и, как рассказал «Постньюс» владелец бизнеса Павел Сафронов, название никак не будет фигурировать ни в фирменном стиле, ни в рекламе, ни в самой деятельности компании.

Сафронов пояснил, что грузоперевозки — не самое веселое направление, поэтому он посчитал, что будет не лишним немного пошутить хотя бы с названием.

Кроме налоговой, банка и основного заказчика никто с этим названием сталкиваться не будет.

Павел Сафронов, владелец ООО «Райан Гослинг»

Никаких сложностей с регистрацией такой торговой марки у владельца ООО не возникло. Сафронов отметил, что в России зарегистрировать можно практически любое название.

В России часто используют имена знаменитостей в названии компаний?

Да, и даже очень. Сафронов справедливо отметил, что база наименований российских организаций — кладезь юмора (правда, разной степени качества). Райан Гослинг — далеко не первая западная знаменитость, под чьим именем в России работают компании различной направленности.

Куда более популярным у российских бизнесменов оказался Арнольд Шварценеггер, на его имя в открытой базе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей числится сразу три компании. Первая и вторая зарегистрированы в Санкт-Петербурге и обе занимаются ресторанами и доставкой еды. Третья, которая на сегодняшний день уже ликвидирована, занималась салонами красоты в подмосковной Коломне.

Не обошла «слава» и Джейсона Стэйтема, которого в целом любят в России какой-то особенной любовью. На его имя зарегистрировано две компании — первая тоже находится в Санкт-Петербурге и занимается ресторанной сферой, вторая — куплей-продажей недвижимости в Москве.

А в Челябинске с 2014 года зарегистрирована компания, названная в честь Джорджа Клуни. Занимается она, как и коллеги из Санкт-Петербурга, ресторанами.

Где еще используют имена и фото западных звезд без их ведома?

Помимо наименований компаний, имена и изображения западных звезд используют в рекламе или названиях самой продукции. Кто был в регионах, наверняка хотя бы раз встречал билборды, на которых Стэйтем рекламирует натяжные потолки или Джоли зовет в новый салон красоты.

Например, «коллегой» Гослинга по трудовой деятельности стал актер Том Круз, который рекламировал услуги грузчиков в Томске под слоганом «Миссия выполнима». Также часто такую рекламу можно встретить среди компаний, которые работают в сфере общепита. Например, в Улан-Удэ местную блинную рекламировал Сильвестр Сталлоне на фоне православного храма.

На самой продукции тоже можно встретить фотографии и имена кинозвезд. Например, Джаред Лето, сам того не зная, стал лицом котлет от уральской компании «Ариант». Правда, компания позднее призналась, что это был маркетинговый ход и на самом деле такую продукцию на полки магазинов они не выставляли.

Компания, специализирующаяся на приправах для мяса и рыбы, пошла еще дальше и выпустила целую линейку, все названия которой вдохновлены звездами Голливуда. В ассортименте можно встретить приправу «Киану Рыбз», «Арнольд Шварцпеппер», «Джейсон Стейкхем» и «Анджелина Овощоли».

Использовать чужое имя в названии компании вообще законно?

Тут ситуация очень неоднозначная. В России действительно можно назвать свою компанию практически как угодно, хоть ООО «Дональд Трамп», хоть ООО «Главные фанаты панды Катюши», никаких законодательных запретов на это нет. Ситуация с новым ООО «Райан Гослинг» лишний раз это доказывает.

Привлечь к отвественности за использование чужого имени, в теории, можно, но это крайне сложно, пояснила в разговоре с «Постньюс» Татьяна Красногорска, CEO IP IT BOX, юридической консалтинговой компании для цифрового бизнеса. Она рассказала, что для взыскания компенсации за использование чужого имени его обладатель должен доказать, что понес репутационные последствия, которые порочат его честь и достоинство.

В случае, когда чужим именем называют компанию, ее название действительно фигурирует в основном во внутренних документах. Поэтому доказать, что человеку причинило вред использование его имени в чужих счетах, практически невозможно.

А использовать чужие имена и фото в рекламе можно?

Нет, тут как раз в законодательстве есть четкая позиция на этот счет. Любой рекламный креатив, объясняет Красногорская, является сложным объектом интеллектуального права, куда входит как сам материал (фото, видео, текст или графика), так и творческий труд авторов (обработка видео, дизайн, написание текста или сценария и т.д.).

Рекламные материалы регулируются нормами как Гражданского кодекса, так и авторского права. Например, отмечает эксперт, ст. 152.1. ГК РФ устанавливает запрет на использование изображения гражданина (в том числе фото и видео) без его согласия. Похожий запрет есть и на использование чужого имени без согласия владельца (ст. 19 ГК РФ). Красногорская пояснила, что судебная практика регламентирует не только права каждого гражданина иметь имя, но и право запрещать другим пользоваться им.

Фотографии — это объект авторского права, поэтому в рамках рекламного законодательства можно инициировать дело о введении потребителя в заблуждение. Поскольку Киану Ривз, пояснила Красногорская, вряд ли будет рекламировать утюги в России.

Подать жалобу на незаконное использование может как сам человек, так и правообладатель — например, фотограф, который сделал снимок, используемый в рекламе. Кроме того, в случае с «введением в заблуждение», подать жалобу может любой человек. Если вы были проездом в Улан-Удэ и решили попробовать блинов, которые вам порекомендовал Сильвестр Сталлоне с рекламного баннера, а внутри никакого Сталлоне не оказалось, да еще и блины были так себе, вы можете подать жалобу на организацию.

А если имя немного изменили, это законно?

Тоже нет, это по-прежнему использование чужого имени. В России, пояснила Красногорская, многие компании все равно прибегают к таким маркетинговым уловкам, в надежде, что условный Киану Ривз слишком занят съемками и вряд ли вообще узнает про эту рекламу, а если и узнает, то точно не будет подавать иск к российской компании.

Если человек увидел, как его имя в искаженном варианте используют другие люди, он может потребовать опубликовать опровержение, в том случае, если искажение затронуло честь, достоинство или деловую репутацию. То есть если, допустим, с Киану Ривзом разорвали контракт на съемки нового «Джона Уика» из-за того, что он сам того не зная рекламировал специи для мяса, он имеет право подать в суд на компанию. Сумма компенсации за такое нарушение всегда разная и зависит от масштаба ущерба, причиненного каждому отдельному человеку.

Какие штрафы предусмотрены за нарушение авторских прав?

В случае с введением потребителей в заблуждение штрафы относительно лояльные (особенно на фоне санкций за нарушение авторского права). Так, согласно ст. 14.3 КоАП РФ, гражданские лица за это могут получить штраф до 2,5 тыс. руб., должностные лица или ИП — до 50 тыс. руб., а организации — до 500 тыс. руб.

А вот за нарушение авторского права в России предусмотрены более суровые наказания. Ответственность за это может быть вплоть до уголовной и в худшем случае грозить арестом на срок до шести месяцев или же годом исправительных работ.

Анастасия Мельник