В Евросоюзе проходят массовые протесты фермеров. Чего они хотят?
В Европе набирают силу массовые протесты фермеров. Аграрии с декабря перекрывают автомагистрали и крупные города, и с каждой неделей география протестов ширится. Фермеры предъявляют своим властям обширный список претензий. ЕС пытается идти им навстречу, но утихомирить протесты пока не получается. Что происходит в Европе и к чему могут привести протесты — разбираемся.
Что происходит в Европе?
Страны Евросоюза столкнулись с массовыми протестами фермеров. С декабря акции регулярно проходят в Германии. Самая крупная из них состоялась 15 января в Берлине — на нее приехали 8,5 тыс. человек на 6 тыс. тракторах. До этого фермеры перекрывали автобаны и блокировали завод Volkswagen.
К концу месяца начал набирать обороты протест французских фермеров. Местные аграрии выбрали необычный способ выразить свое недовольство — поджигали тюки с сеном и заваливали навозом государственные учреждения. 29 января тысячи фермеров заблокировали основные магистрали, ведущие к французской столице. Свою акцию они назвали «осадой Парижа». Протесты продолжаются до сих пор.
Недовольство высказывают и фермеры из Бельгии, которые 28 января перекрыли ключевые дороги страны. Протестующие угрожали полностью перекрыть Брюссель во время саммита ЕС 1 февраля, если власти страны не пойдут им на уступки. И действительно — накануне саммита в городе зафиксировали уже порядка тысячи тракторов. Во время встречи протестующие закидали яйцами штаб-квартиру ЕС, а также подожгли покрышки и сено в правительственном квартале.
Аналогичные акции аграриев проходят в Италии, Польше, Нидерландах и Румынии. 30 января три основных сельскохозяйственных профсоюза Испании объявили, что присоединятся к протестам европейских коллег. О похожих планах говорили в Греции и Португалии.
Почему фермеры выходят протестовать?
Недовольство европейских аграриев вызывает тяжелая ситуация в сельскохозяйственном секторе ЕС. Доходы фермеров резко сократились из-за роста цен на электроэнергию, импортные удобрения и транспорт. При этом зарплаты остаются относительно низкими, а налоги — высокими.
Раздражение вызывают и попытки ритейлеров бороться с продовольственной инфляцией: супермаркеты просят от фермеров продавать их продукты почти по себестоимости и насильно снимают с продажи товары, которые, по их мнению, стали слишком дорогими. Протесты немецких фермеров начались из-за планов правительства Шольца отменить субсидии на дизельное топливо — кабмин пошел на это из-за бюджетного кризиса и необходимости урезать расходы.
Ситуацию усугубляют и «зеленые» инициативы ЕС. Например, объединение планирует обязать фермеров оставлять 4% пахотных земель не засеянными, чтобы развивать биоразнообразие. Во Франции фермерам не нравится, что правительство пытается заставить их сократить потребление воды для ирригации и планирует постепенно снижать льготы на транспорт. И во всем ЕС аграрии жалуются на избыточную бюрократию. Мириться с прежним курсом они не намерены.
«Ожидания у фермеров очень большие, больше, чем можно себе представить. То, что происходит прямо сейчас, вызвано нагромождением правил, которые вы сначала принимаете… а потом их становится слишком много», — подытожил настроения фермеров представитель французских профсоюзов Арно Руссо.
Отдельным пунктом идет проблема недобросовестной конкуренции со стороны импортеров. Европейские фермеры жалуются, что решение ЕС отменить пошлины и квоты на импорт сельскохозяйственных товаров из Украины в 2022 году сделало их неконкурентоспособными. В прошлом году польские аграрии даже устроили блокаду КПП на границе с Украиной, чтобы искусственно ограничить поставки. Договориться с ними удалось только в конце декабря, но вспышки недовольства происходят до сих пор.
Испанцы хотят усилить контроль за сельхозтоварами из Марокко, чтобы они соответствовали правилам ЕС. Кроме того, они требуют от Брюсселя прекратить переговоры о свободной торговле с южноамериканским объединением МЕРКОСУР и не ратифицировать соглашения с другими третьими странами.
Что о протестах думают власти ЕС?
Национальные правительства стран ЕС реагируют на акции по-разному. Протесты немецких фермеров привели к тому, что правительство Олафа Шольца отложило запланированную отмену субсидий для сельскохозяйственного сектора, но отказались выделять ему дополнительное финансирование, сославшись на нехватку денег.
Франция, которая сильнее всех страдает от протестов, проявила большую податливость. Премьер-министр страны Габриэль Атталь пообещал ослабить административные барьеры и дать фермерам деньги, а также заявил, что «поставит сельское хозяйство превыше всего».
Вдобавок команда Эммануэля Макрона признала, что правила Евросоюза и его политика по внешней торговле действительно создают проблемы для аграриев. Сам президент Франции вынес эти вопросы на обсуждение на саммите ЕС 1 февраля. В частности, он заявил, что аграрная политика ЕС нуждается в реформах. Кроме того, президент Франции затронул вопрос импорта из Украины.
«Необходимы четкие меры относительно импорта с Украины, так как в том, что касается масштабов и качества этого импорта, мы наблюдаем факторы, дестабилизирующие европейский рынок. Это касается ввоза цыплят и зерна», — сказал Макрон.
В Брюсселе тоже заговорили о важности фермеров для Европы. Но на уступки там пока идут неохотно. ЕС отложил план по пахотным землям до 2025 года и заявил, что введет ограничения на торговлю с Украиной. Торговые барьеры затронут мясо птицы, яйца и сахар, однако полностью отменять льготы для Киева пока не собираются. Переговоры с МЕРКОСУР прекращать отказались. Хотя французские чиновники уверяли, что их поставят на паузу.
После уступок фермеры во Франции объявили о временном прекращении забастовок. Аграрии из других стран не сообщали, что собираются останавливаться.
Что протесты фермеров говорят о настроениях в ЕС?
С экономической точки зрения акции протестов фермеров вряд ли окажут какое-то значимое влияние на состояние Евросоюза. Доля сельскохозяйственного сектора в экономике ЕС — всего 1,4-1,6% от ВВП. Так что вряд ли Брюссель ради них пойдет на значимые изменения в своей аграрной политике.
В то же время ситуация с фермерами — это еще одно доказательство того, что социально-политическая обстановка в ЕС остается нестабильной. Европа до сих пор страдает от последствий кризиса 2022 года: ей удалось обуздать инфляцию, но высокие цены на электроэнергию никуда не делись, а экономика ушла в стагнацию и балансирует на грани рецессии.
При этом европейские правительства за два года не проявили достаточной гибкости — они по-прежнему пытаются «озеленить» экономики так, будто никакого геополитического и энергетического кризиса нет. В результате получают массовый исход промышленников в США и раздражение оставшихся предпринимателей.
Значимую роль в расшатывании ситуации играет и Украина. Европейцев злит, что их власти больше сосредоточены на поддержке Киева — причем они готовы продолжать ее даже в ущерб самим себе. Попытки политиков объяснить своим избирателям геополитическую значимость Украины не возымели эффекта. По мере затягивания конфликта это закономерно вылилось в протесты.
Если ситуация не поменяется, то уже в среднесрочной перспективе она приведет к росту популярности оппозиционных сил. Западные мейнстримные СМИ уже беспокоятся, что ультраправые пытаются извлечь выгоду из протестов фермеров. Получится у них это сделать или нет — мы, вероятно, увидим уже летом, на выборах в Европарламент.