«Стандарты инклюзивности Disney». Как Илон Маск вновь поднял вопрос о проблемах «воук-культуры»
Илон Маск в соцсети X выложил (якобы) «слитые» документы компании Disney. В них, например, указывается, сколько меньшинств в проектах киноконцерна нужно принять на работу и как много экранного времени им должно быть отведено. Рассказываем о документе, а также о том, к чему такая инклюзивность уже привела компанию.
Что это за документы?
Илон Маск заявил, что сотрудники Disney на условиях анонимности прислали ему «стандарты инклюзивности», которые распространяются на все проекты компании. В бумаге описано, сколько представителей различных социальных групп должно быть принято на работу в творческий коллектив, а также сколько экранного времени им должно быть выделено.
Исходя из документа, разделенного на несколько стандартов, половину и более экранного времени должны занимать персонажи из «недостаточно представленных групп»: представители ЛГБТ, темнокожие, женщины, люди с ограниченными возможностями. Играть героев должны актеры из тех же групп.
Такие же правила касаются продюсеров, сценаристов, директоров по кастингу и других людей из творческих коллективов: среди них должно быть не менее половины представителей из «недостаточно представленных групп». Документ распространяется и на технических работников, студентов-практикантов, поставщиков, подрядчиков и других.
Если все правила не будут соблюдены, фильм в прокат не выйдет. Интересно, что при этом во время приема на работу у кандидатов запрещено спрашивать об их расе, религии, цвете кожи, ориентации, поле, гендерной идентичности, возрасте, инвалидности и так далее.
Илон Маск заявил, что документ — «это обязательный узаконенный расизм и сексизм». Бизнесмен обещал финансовую поддержку в судах против компании, каждому кто подвергся дискриминации со стороны Disney или ее «дочек» (ABC, ESPN, Marvel и другие).
В ноябре 2023 года Walt Disney вслед за IBM и Apple приостановила размещение рекламы в X (бывший Twitter) из-за высказываний Маска о евреях. Он публично согласился со словами одного из пользователей соцсети о том, что «еврейские сообщества продвигают в отношении белых людей ту же диалектическую ненависть, которую требуют прекратить в отношении себя». Маска раскритиковали, в том числе и в Белом доме.
Предприниматель в ответ на приостановку размещения рекламы публично послал глав Disney, Apple и других. «Те, кто пытается шантажировать меня рекламой и деньгами, просто идите ***», — сказал Маск. Также бизнесмен заявил, что подаст «термоядерный иск» к компаниям.
Как и зачем Disney стремилась к инклюзивности?
Курс на инклюзивность и следование трендам «воук-культуры» компания взяла несколько лет назад, начав активно внедрять в свои новые проекты представителей меньшинств и внося коррективы в старые мультфильмы. Так, например, в классике «Леди и Бродяга», «Коты-аристократы», «Книга джунглей», «Дамбо», «Питер Пен» и других были обнаружены элементы с «расистским подтекстом», поэтому Disney начала помечать контент дисклеймером: содержит «устаревшие культурные образы».
Также Disney в своих новых работах стала добавлять персонажей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В 2017-м в ремейке «Красавицы и чудовища» появился второстепенный ЛГБТ-персонаж. В том же году Disney представила детский образовательный проект, где основам безопасности учит пара лесбиянок. В 2021-м вышел мультфильм «Выход» о гомосексуальном мужчине, который скрывает свою ориентацию от родителей, а а в 2023-м компания показала первого небинарного персонажа в «Элементарно».
Компания стала для своих проектов приглашать темнокожих актеров на роли, которые раньше играли белые артисты. Так в «Пиноккио» (2022) появилась темнокожая фея, в «Русалочке» (2023) Ариэль сыграла афроамериканская актриса, а главную роль в «Белоснежке» (2025) исполнит латиноамериканка Рейчел Зеглер. В 2022 году компания Disney подтвердила выбранный курс и заявила, что в ближайшее время минимум половина персонажей диснеевских фильмов будут представителями ЛГБТ или расовых меньшинств.
Disney и другие крупные корпорации продолжают придерживаться такой повестки, в первую очередь, чтобы повысить лояльность западной аудитории к своему продукту. Если же компании не будут публично выражать поддержку меньшинствам, то могут столкнуться с бойкотами и призывами к «отмене». К тому же, активно используя «воук-культуру», корпорации могут неплохо заработать на молодежи. Однако с кино это оказалось не самой рабочей схемой.
Почему этот курс оказался провальным?
В 2022 году убытки Disney перевалили за $1,5 млрд. Чтобы решить финансовые проблемы, было решено уволить исполнительного директора Walt Disney Боба Чапека, а на его место позвать экс-главу компании Боба Айгера, который возглавлял корпорацию на протяжении 15 лет — до 2020 года. Однако результата это не принесло: в 2023 году ни один из проектов Disney не смог собрать в прокате $1 млрд — это произошло впервые за 9 лет (не считая ковидных годов). Хотя 2023-й был для компании юбилейным — Disney отмечала свое столетие и ожидала крупную прибыль.
Одной из причин убытков стали низкие заработки в китайском прокате. Азиатская аудитория не принимает инклюзивную политику западных компаний и предпочитает ходить на фильмы со знакомыми персонажами. Так «Русалочка» за месяц проката в Китае собрала всего $3,3 млн (для сравнения «Король Лев» 2019 года заработал $54,7 млн только за первые выходные). К тому же в Китае власти цензурируют контент и выступают против повестки: под запрет попали накрашенные мужчины, однополые поцелуи и многое другое. Поэтому тренды «воук-культуры» в Китае либо цензурируются, либо не находят поддержку аудитории, а из-за этого Disney теряет большой рынок проката.
Однако и в самих Штатах не все поддерживают подобную инклюзивность и считают, что компании навязывают людям идеи против их воли. Многие зрители после выхода картин жестко критикуют выбор актеров и не понимают, почему та же Ариэль, чей каноничный образ с рыжими волосами ввела сама компания Disney, превратилась в темнокожую девушку.
После очередных неудач в прокате в 2023 году компания решила уволить «директора по разнообразию» Латондру Ньютон, которая проработала на своей должности шесть лет. Именно она отвечала за внедрение в проекты небинарных персон, героев нетрадиционной ориентации и темнокожих актеров. Однако, судя по всему, после увольнения Ньютон Disney не собирается отказываться от инклюзивной повестки и представлении на экране меньшинств.
При этом не все согласны с политкорректностью в компании: в феврале 2024 года актриса Джина Карано, сыгравшая Кару Дюн в «Мандалорце», подала на Disney в суд из-за гендерной дискриминации. Девушку уволили из-за ее неполиткорректных высказываний в Twitter в 2021 году. Однако Карано заявила, что речь идет о сексизме, потому что ее коллег-мужчин за похожие посты никто не увольнял. Нынешний глава X Илон Маск заявил, что будет финансово поддерживать актрису и других людей, пострадавших из-за своих высказываний — так бизнесмен хочет отстаивать свободу слова.