«Рецепт любви» по-французски: какой получилась кулинарная мелодрама
В российский прокат вышла «съедобная» мелодрама «Рецепт любви». Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Каннах-2023. Сюжет картины строится вокруг пары, которая готовит потрясающую еду и пытается разобраться в своих отношениях. Мы посмотрели ленту и рассказываем подробнее о сюжете и его послевкусии.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 14 февраля
Страна производства: Франция
Режиссер: Чан Ань Хунг
Авторы сценария: Чан Ань Хунг, Марсель Руфф
В ролях: Жюльет Бинош, Бенуа Мажимель, Эммануэль Салинжер, Патрик д'Асумсао, Галатея Беллуджи, Ян Хамменекер, Фредерик Фисбах, Бонни Шанье-Равуар, Жан-Марк Руло, Янник Ландрейн и др.
Жанр: драма, мелодрама
Продолжительность: 2 часа 15 минут
О чем фильм «Рецепт любви»
Франция, 1885 год. В центре сюжета — два одаренных повара Эжени (Жюльет Бинош) и Доден (Бенуа Мажимель). Они уже 20 лет живут рука об руку и готовят восхитительные блюда, которые нравятся всем — от простых людей до заморских принцев.
Каждое действие поваров — тщательно выверено и медитативно. На кухне они превращаются в волшебников, которые точно знают, как приготовить самое вкусное блюдо для своих гостей.
Доден уже давно влюблен в Эжени и по ночам наведывается в ее спальню, однако женщина из раза в раз отказывает повару в предложении пожениться — независимую и улыбчивую Эжени привлекает свобода и вполне устраивает статус незамужней дамы.
Еда как искусство
Фильм начинается несколько непривычно для зрителя: первые полчаса нам показывают исключительно готовку. На плите красивой, но незамысловатой и нарочито «французской» кухни все шкварчит, кипит, шипит и жарится — повара готовятся встречать гостей. Оператор следит за каждым движением актеров, ловит в фокус камеры руки и ингредиенты, через экран наполняя зрительный зал ароматами.
Такой размеренный темп может кого-то отпугнуть, однако режиссер специально никуда не спешит: главное здесь — это культура еды. Герои выступают главными амбассадорами кухни в высоком понимании этого слова. Хотя, конечно, в конце XIX века еще не говорят об изощренной молекулярной еде и прочих гастрономических перформансах. Речь здесь идет скорее о том, как правильно, гармонично и тонко раскрывать вкус натуральных продуктов.
Так, кулинария становится не просто ремеслом, а способом передать свои чувства и эмоции, научить людей французскому art de vivre — искусству жить, которое воспевает режиссер. По его мнению, прелесть существования заключена, в том числе, в мелочах, которые нас окружают. А если делать на них акцент и «романтизировать», можно погрузиться в приятный гедонизм и почувствовать жизнь «на вкус».
Каким получился фильм «Рецепт любви»
Кино можно описать одним словом — медитативность. При этом фильм не выглядит скучным или затянутым пособием по домоводству, хотя многие рецепты блюд буквально проговариваются вслух: «Для соуса смешайте….», после чего начинают перечисляться ингредиенты. Однако такая дотошность работает только на одно: полное погружение в кухню героев.
«Рецепт любви» интересен с точки зрения операторской работы: Джонатан Рикебург решил снять кулинарную мелодраму, как боевик. С одной стороны, в кадре ничего не происходит, кроме готовки. Но при этом на экране постоянно все двигается: повара перемещаются по кухне, в одном углу экрана жарится лук, в другом — готовится соус, в третьем — из духовки достают запеченного палтуса. Так, с помощью ручной камеры оператор заставляет зрителя внимательно следить за действием, периодически отвлекаясь на урчание желудка.
Отдельно стоит отметить в фильме цветокоррекцию и работу со светом: солнечные лучи пробиваются сквозь окна и попадают на шелковистый молочный соус, играют на рыбьей чешуе и отблескивают от начищенных кастрюль. Сцены с переходом между темными комнатами замка и ярким летним садом ослепляют и ошарашивают (особенно если учесть, что за дверью кинотеатра нас ждет пасмурная зима), а режиссер сознательно рисует кадры по заветам художников-импрессионистов, делая отсылки к картинам Пьера Огюста Ренуара и Эдуарда Мане.
Фильм не пытается чему-то научить зрителя, размышлять о политике, добре, зле. Режиссер сознательно отходит от нравоучений и создает вневременную реальность, в которой сошлись мастерство, талант и бесконечная любовь к жизни и ближнему. «Рецепт любви» — это красивая и тщательно выверенная сказка для взрослых, с привкусом свежести и запахом специй.