кино

«Рецепт любви» по-французски: какой получилась кулинарная мелодрама

После просмотра кино вам точно захочется вкусно поесть
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»

В российский прокат вышла «съедобная» мелодрама «Рецепт любви». Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Каннах-2023. Сюжет картины строится вокруг пары, которая готовит потрясающую еду и пытается разобраться в своих отношениях. Мы посмотрели ленту и рассказываем подробнее о сюжете и его послевкусии.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 14 февраля
Страна производства: Франция
Режиссер: Чан Ань Хунг
Авторы сценария: Чан Ань Хунг, Марсель Руфф
В ролях: Жюльет Бинош, Бенуа Мажимель, Эммануэль Салинжер, Патрик д'Асумсао, Галатея Беллуджи, Ян Хамменекер, Фредерик Фисбах, Бонни Шанье-Равуар, Жан-Марк Руло, Янник Ландрейн и др.
Жанр: драма, мелодрама
Продолжительность: 2 часа 15 минут

О чем фильм «Рецепт любви»

Франция, 1885 год. В центре сюжета — два одаренных повара Эжени (Жюльет Бинош) и Доден (Бенуа Мажимель). Они уже 20 лет живут рука об руку и готовят восхитительные блюда, которые нравятся всем — от простых людей до заморских принцев.

Каждое действие поваров — тщательно выверено и медитативно. На кухне они превращаются в волшебников, которые точно знают, как приготовить самое вкусное блюдо для своих гостей.

Доден уже давно влюблен в Эжени и по ночам наведывается в ее спальню, однако женщина из раза в раз отказывает повару в предложении пожениться — независимую и улыбчивую Эжени привлекает свобода и вполне устраивает статус незамужней дамы.

Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»
Кадр из фильма «Рецепт любви»

Еда как искусство

Фильм начинается несколько непривычно для зрителя: первые полчаса нам показывают исключительно готовку. На плите красивой, но незамысловатой и нарочито «французской» кухни все шкварчит, кипит, шипит и жарится — повара готовятся встречать гостей. Оператор следит за каждым движением актеров, ловит в фокус камеры руки и ингредиенты, через экран наполняя зрительный зал ароматами.

Такой размеренный темп может кого-то отпугнуть, однако режиссер специально никуда не спешит: главное здесь — это культура еды. Герои выступают главными амбассадорами кухни в высоком понимании этого слова. Хотя, конечно, в конце XIX века еще не говорят об изощренной молекулярной еде и прочих гастрономических перформансах. Речь здесь идет скорее о том, как правильно, гармонично и тонко раскрывать вкус натуральных продуктов.

Так, кулинария становится не просто ремеслом, а способом передать свои чувства и эмоции, научить людей французскому art de vivre — искусству жить, которое воспевает режиссер. По его мнению, прелесть существования заключена, в том числе, в мелочах, которые нас окружают. А если делать на них акцент и «романтизировать», можно погрузиться в приятный гедонизм и почувствовать жизнь «на вкус».

Каким получился фильм «Рецепт любви»

Кино можно описать одним словом — медитативность. При этом фильм не выглядит скучным или затянутым пособием по домоводству, хотя многие рецепты блюд буквально проговариваются вслух: «Для соуса смешайте….», после чего начинают перечисляться ингредиенты. Однако такая дотошность работает только на одно: полное погружение в кухню героев.

«Рецепт любви» интересен с точки зрения операторской работы: Джонатан Рикебург решил снять кулинарную мелодраму, как боевик. С одной стороны, в кадре ничего не происходит, кроме готовки. Но при этом на экране постоянно все двигается: повара перемещаются по кухне, в одном углу экрана жарится лук, в другом — готовится соус, в третьем — из духовки достают запеченного палтуса. Так, с помощью ручной камеры оператор заставляет зрителя внимательно следить за действием, периодически отвлекаясь на урчание желудка.

Отдельно стоит отметить в фильме цветокоррекцию и работу со светом: солнечные лучи пробиваются сквозь окна и попадают на шелковистый молочный соус, играют на рыбьей чешуе и отблескивают от начищенных кастрюль. Сцены с переходом между темными комнатами замка и ярким летним садом ослепляют и ошарашивают (особенно если учесть, что за дверью кинотеатра нас ждет пасмурная зима), а режиссер сознательно рисует кадры по заветам художников-импрессионистов, делая отсылки к картинам Пьера Огюста Ренуара и Эдуарда Мане.

Фильм не пытается чему-то научить зрителя, размышлять о политике, добре, зле. Режиссер сознательно отходит от нравоучений и создает вневременную реальность, в которой сошлись мастерство, талант и бесконечная любовь к жизни и ближнему. «Рецепт любви» — это красивая и тщательно выверенная сказка для взрослых, с привкусом свежести и запахом специй.

Мария Самарина