Kinoman/YouTube
Kinoman/YouTube
кино

Духоподъемное кино о любви, которое вряд ли вас удивит: рецензия на фильм «Лед 3»

Фильм подводит итоги долгой истории, повествует о любви не вопреки и драматично (а порой забавно) показывает процесс сепарации от родителей

14 февраля, в День всех влюбленных, по уже сложившейся традиции в кинотеатрах состоялась премьера картины «Лед 3». Заключительный фильм франшизы рассказывает историю повзрослевшей девушки Нади, которая решает пойти по стопам умершей матери и построить карьеру фигуристки. Мы посмотрели последнюю часть трилогии и рассказываем, почему это практически идеальный финал истории.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 14 февраля
Страна производства: Россия
Режиссер: Юрий Хмельницкий
Авторы сценария: Андрей Золотарев, Аксинья Борисова, Александр Андрющенко, Олег Маловичко
В ролях: Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев и др.
Жанр: мелодрама
Продолжительность:
2 часа 14 минут

О чем фильм «Лед 3»

Первая часть «ледяной» франшизы, режиссером которой выступил Олег Трофим, рассказывала историю знакомства, любви и взаимопомощи между популярным хоккеистом Сашей Гориным (Александр Петров) и травмированной фигуристкой Надей Лапшиной (Аглая Тарасова). Во втором фильме, поставленным уже Жорой Крыжовниковым, вставшая на ноги девушка счастливо вышла замуж за спортсмена, но умерла при родах из-за осложнений, вызванных старой травмой. В сиквеле мы наблюдали за тем, как Горин справляется с утратой, борется за опеку над дочерью Надей-младшей и пытается оградить ее от губительного профессионального спорта.

Финальный третий фильм, уже по обычаю снятый новым режиссером (дебютантом Юрием Хмельницким), но написанный все тем же сценаристом (Андреем Золотаревым), переносит зрителя во взрослую жизнь Нади-младшей. 18-летняя девушка мечтает сделать то, что не удалось ее матери — выиграть «Кубок льда». Однако в этом ей мешает травма колена, полученная при неудачном падении. Тем временем ее тренер — и, как мы знаем из предыдущих частей, вторая мать — Ирина Сергеевна Шаталина (Мария Аронова) — серьезно заболевает. Чтобы не отвлекать женщину от лечения, спортсменка в резкой форме отказывается от ее помощи и отправляется в Москву.

Получив любезный «от ворот поворот» от столичной тренерши и намек на то, что выше второго места ей не прыгнуть, Надя возвращается в Иркутск и начинает самостоятельную подготовку к турниру. В это же время в хоккейную команду «Байкпроммаш», которой неожиданно стал руководить Саша Горин, приходит молодой и дерзкий новичок Сергей Орлов (по окончании сезона ему должны предложить контракт в НХЛ). И хоть московский хоккеист не планирует долго оставаться на сибирской передержке, именно знакомство с дочерью тренера кардинально изменит его жизнь и, возможно, планы на будущее.

Kinoman/YouTube
Kinoman/YouTube

Чем примечательна картина

«Лед 3», как его предшественники и в целом спортивные драмы, строится на идеях преодоления себя и достижения целей любой ценой — ранее символом такой жертвенности была героиня Аглаи Тарасовой. Ее дочь — Надя-младшая — явно вдохновленная карьерой матери, в этом смысле ей не уступает: ради завоевания заветной медали она готова на ссоры с не всегда эмпатичным отцом, тяжелые травмы, о которых он ее предупреждает, и непрофессиональные тренировки на замерзшем Байкале.

Отношения девушки с отцом становятся магистральными в сюжете новой картины, несмотря на то, что в ее жизни появляется еще один мужчина. Горин — некогда инфантильный и быдловатый молодой человек — предстает вполне осознанным и взрослым мужчиной в типичном менеджерском костюме. Однако, при всем желании свыкнуться с решениями дочери, герой Петрова порой «душит» Надю гиперопекой и нарушает ее личные границы. Впрочем, процесс сепарации неизбежно будет пройден — в этом семье поможет нахальный хоккеист Серега Орлов.

Любовная линия Сережи и Нади, прописанная как реверанс в сторону Нади-старшей и Горина, не кажется «слезовыжимательной» и в плохом смысле наивной. В их вполне органичном союзе возникает трещина всего один раз — и то по воле отца. В остальное время отношения развиваются по накатанной и без вмешательства третьих лиц (вспоминаем Милоша Биковича в первой части). И даже с учетом несколько архаичных установок Горина о том, что за любовь непременно нужно бороться, хоккеист действует осторожно, а не разрушительно. Он лишь помогает Наде в момент триумфа и в итоге сам отказывается от многого ради любви. Любви, наконец, не вопреки.

Kinoman/YouTube
Kinoman/YouTube

Стоит ли смотреть «Лед 3»

Довольно феминистичный и по-сказочному светлый финал «Лед 3» — не единственное преимущество ленты. Все четверо персонажей — Надя и Серега, Горин и тяжело больная Шаталина — не просто принимают хлесткие удары судьбы, но и прогрессируют как люди, примиряются с чужими взглядами и необратимостью событий. Франшиза, будучи одновременно мюзиклом и семейно-подростковой спортивной мелодрамой, неплохо справляется со всеми задачами одновременно. Мы видим динамичные хоккейные матчи, утонченные пируэты Нади и пейзажные пролеты над Ольхоном, элементы тин-драмы и немало ярких (и странных) музыкальных номеров.

В последнем компоненте авторы удивили, уместив в плейлист фильма «Белую ночь» Александра Морозова, «Никаких больше вечеринок» Cream Soda, «Зачем я» t.A.T.u., «Если в сердце живет любовь» Юлии Савичевой и, наконец, «Любовь» от «Дельфина» (ритмичный речитатив Александра Петрова как минимум вас удивит). К слову, наличие отдельных кринж-моментов в исполнении сближает героев со зрителями, делая «Лед 3» народным караоке-фильмом. Конечно, некоторые композиции с ненужной патетикой подчеркивают драматичную выразительность той или иной сцены, но почему-то это не раздражает.

Как, на самом деле, не раздражает и вся трилогия, в которой невооруженным глазом видны мелодраматичные клише, удачно расставленные эмоциональные триггеры и малореалистичные сюжетные решения, возможные только в утопическом мире франшизы «Лед». Серия фильмов, действительно потерянная где-то в нашем времени, существует параллельно реальному миру и кажется его жизнеутверждающей и духоподъемной версией. В трех вышедших эпизодах не стоит искать высокого художественного замысла и инновационных технических решений: авторы трилогии говорят со зрителями о вечном на доступном для них языке.

Лично мы не верим в то, что на этом «ледяная» вселенная прекратит свое существование. Уж слишком много пространства для спин-оффов.

Никита Прунков