СВО

ВС РФ взяли Крынки. Что это за село и почему оно важно?

Украина представляла Крынки как «плацдарм» на левом берегу Днепра. ВСУ держались за село четыре месяца, а потом бросили его за день
Александр Река/ТАСС
Александр Река/ТАСС

20 февраля министр обороны России Сергей Шойгу сообщил о ликвидации «плацдарма» ВСУ в поселке Крынки. Ожесточенная битва за эту небольшую деревню на берегу Днепра шла несколько месяцев. Вопрос Крынок поднимали на пресс-конференции Путина в декабре. Однако в итоге все закончилось неожиданно. Рассказываем, как шли бои за Крынки, по какой причине ВСУ вышли оттуда и что значит взятие этого села.

Что происходит в Крынках?

Министр обороны РФ Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину, что российская армия заняла поселок Крынки на левому берегу Днепра в Херсонской области.

«Крынки зачищены. Мы встали фактически по всему побережью реки Крынки и Конки. На сегодняшний день там не только наблюдательный пункты, там стоят войска», — сообщил Шойгу. Министр добавил, что часть украинских военных все еще прячется в подвалах населенного пункта. Но активных боевых действий они уже не ведут.

В интервью главреду ТАСС Михаилу Петрову, которое вышло после доклада Путину, Шойгу заявил, что взятие Крынок «ставит точку в украинском контрнаступлении».

Глава Минобороны отметил работу 810-й бригады морской пехоты, 45-й бригады спецназа ВДВ, сил специальных операций и авиации. По его словам, самым сложным было отслеживать и уничтожать лодки ВСУ, которые подвозили подкрепление, а также работать в условиях артиллерийского огня с противоположного берега Днепра.

Ликвидацию плацдарма ВСУ в Крынках подтвердил и губернатор Херсонской области Владимир Сальдо. 20 февраля в его Telegram-канале появилось видео водружения российского флага в центре Крынок.

При этом Шойгу и Сальдо разошлись в оценках потерь ВСУ во время операции в Крынках. Министр обороны назвал цифру в 1820 человек. По словам херсонского губернатора, операция стоила ВСУ около 3500 жизней военных.

Как проходили бои в Крынках?

Крынки — это небольшое прибрежное село в Херсонской области. В октябре прошлого года его взял под контроль десант ВСУ. Украина преподнесла это как «плацдарм» на левом берегу Днепра.

На самом деле создать полноценный плацдарм у ВСУ не вышло. После серии неудачных попыток расширить зону контроля вокруг Крынок украинские военные закрепились в центральной части села. Группировку снабжали боеприпасами и свежими подкреплениями на моторных лодках. Однако из-за отсутствия стабильных переправ в Крынки не удалось перебросить технику.

Российская армия тоже не смогла быстро ликвидировать присутствие ВСУ, несмотря на несколько попыток штурма Крынок. Главной проблемой была украинская артиллерия — она прикрывала «плацдарм» со стороны островов и более высокого правого берега Днепра. Это не давало ВС РФ закрепиться в самом селе.

Вскоре стало понятно, что операция ВСУ в Крынках абсолютно бесперспективна. 14 декабря Путин заявил, что украинцы попали в огневой мешок, но продолжают перебрасывать в Крынки личный состав ради политической выгоды. 5 января немецкая газета Welt назвала боевые действия в поселке «мясорубкой» и утверждала, что командование ВСУ просто бессмысленно сжигает там морскую пехоту. 21 января издание Financial Times со ссылкой на украинских военных сообщило, что ВСУ давно потеряли инициативу в Крынках и, скорее всего, отступят.

Тем не менее конец Крынок все равно стал неожиданным. В последний раз об активных боях вокруг села сообщали больше месяца назад. По оценкам военных аналитиков, в селе удерживали позиции до 100 человек. А затем это направление оказалось в тени авдеевского сражения. Незадолго до вестей о взятии Крынок Telegram-каналы писали, что ВСУ перебрасывают часть сил из Херсонщины в Работинский выступ в Запорожской области, который штурмует российская армия. Возможно, оставление Крынок связано именно с этим.

Авдеевка пала. Что дальше?
Авдеевка пала. Что дальше?

Почему взятие села Крынки важно?

На военную обстановку в Херсонщине взятие села вряд ли повлияет. Максимум, что дает успех в Крынках, — это возможность направить соединения ВС РФ, которые сдерживали украинцев, для выполнения задач на других участках фронта.

Куда важнее морально-психологический эффект. Потеря Крынок — это уже второе за неделю значимое поражение для ВСУ. 17 февраля украинцы хаотично отступили из-за развала обороны в Авдеевке. И всего через несколько дней их выбили из распиаренного «плацдарма» на левом берегу Днепра, который командование ВСУ упорно удерживало четыре месяца, хотя перспектив у операции не было.

Кроме того, ситуация в Крынках косвенно доказывает, что проблема дефицита личного состава у ВСУ только усугубляется. Раньше украинцы могли позволить себе держать узкий клочок земли в невыгодных условиях для создания медийного эффекта, даже несмотря на тяжелые потери. Теперь, судя по всему, военная необходимость заставляет их отказываться от самых рискованных предприятий просто ради того, чтобы не допустить обвал фронта в других местах.

Виталий Рюмшин