Жизнь прожить — не поле перейти: о чем фильм «Свет» с Еленой Яковлевой
В прокат вышла драма «Свет» с Еленой Яковлевой в главной роли. Картина рассказывает историю социальной работницы, которая в юности потеряла свою подругу и всю жизнь пыталась об этом забыть. Фильм получил главный приз на кинофестивале в Выборге в 2023 году. Мы посмотрели картину и рассказываем подробнее о сюжете, а также разбираемся, получилось ли у режиссера донести до зрителя идею о важности сохранения света внутри себя.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 22 февраля
Страна производства: Россия
Режиссер: Антон Коломеец
Автор сценария: Антон Коломеец
В ролях: Елена Яковлева, Дарья Коныжева, Милана Владыкина, Елена Жданова, Галина Алехина, Валерий Панков, Ян Ильвес, Дина Губайдуллина, Юлия Гоманюк, Павел Галынский и др.
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 48 минут
О чем фильм «Свет»
Действие картины происходит в двух временных отрезках — в конце 70-х и наших днях. Юная Таня (Дарья Коныжева) проводит все свое свободное время с подругой Мариной (Милана Владыкина). Девочки заканчивают школу, собираются поступать в институт и клянутся друг другу в вечной дружбе. Это «навсегда» прерывается влюбленностью Марины — первые отношения разбивают подруг из-за ревности, но не романтической, а дружеской.
Спустя полвека юная Таня превратилась во взрослую Татьяну Сергеевну (Елена Яковлева). Женщине уже почти 60 лет, она — социальный работник, который заботится обо всех вокруг не только по долгу службы, а по велению сердца. Однажды на порог социальной службы приходит Дмитрий (Валерий Панков) с просьбой поухаживать за его пожилой родственницей, но Татьяна из-за усталости довольно грубо отвечает, и он отказывается от услуг. Этот случай заставляет героиню переосмыслить всю свою жизнь и вспомнить подругу юности.
Юности далекой свет
Авторы фильма проводят практически прямую параллель между дружбой и любовью, но не в романтико-эротическом смысле, а в гуманистическом: ведь дружба — это любовь к своему ближнему, поэтому она тоже может ранить на всю жизнь и оставить глубокие шрамы на сердце. Таня была общительным и симпатичным подростком, но все же уступала своей подруге Марине буквально во всем: та была и умнее, и красивее, и одежда на ней сидела лучше, и мальчики ей интересовались больше. Все это заставляло Таню чувствовать себя лишней. Она выросла, но эта неуверенность осталась: Татьяне не хочется носить красивые платья, выделяться, ходить в театр. Даже мороженное женщина покупает проверенное — классический пломбир.
Вспоминая разлад с подругой, Татьяна все больше и больше исследует себя. И это не конкретные мысли о том, что нужно было поступить иначе: не ругаться с подругой, лучше готовиться к экзаменам или находить общий язык с матерью. Скорее, мысли сводятся к щемящему ощущению пустоты внутри и осознанию невозможности прожить свою жизнь иначе. Водоразделом, из-за которого жизнь пошла как-то не так, стала утраченная дружба. При расставании навсегда (именно расставание, а не дружба оказалось вечной) героини не смогли поговорить, сказать друг другу приятные слова или, наоборот, высказать друг другу претензии, попрощаться и закрыть так называемый гештальт.
Все чаще обращаясь к прошлому, Татьяна решается пойти в театр, но неожиданно сталкивается с самой собой. Она смотрит постановку, где актриса рассказывает о внутреннем свете. Татьяна явственно ощущает, что эта самая тоненькая ниточка света тянется со времен юности. Увидев ее, Татьяна испытывает максимальную боль от потери подруги, но именно это и заставляет ее почувствовать себя живым и настоящим человеком, а не куклой с набором функций.
Какой итог
На первый взгляд, фильм отзывается беспросветной грустью от потери, фиксируется на боли и не дает ответов. Однако картина показывает, что этот самый свет в душе можно разжечь, переосмыслив свою жизнь. Между Татьяной Сергеевной и одной из ее престарелых подопечных происходит такой диалог: бабушка спрашивает женщину, сколько ей лет. Узнав, что Татьяне скоро будет 60, отвечает: «Сколько всего уже позади, и сколько интересного еще впереди».
Сама картина снята интересно с точки зрения операторских решений: юность Тани показана максимально ярко, красочно, камера не фиксируется на конкретных артефактах эпохи и не пытается передать быт 70-х годов. В центре повествования — субъективные переживания и воспоминания главной героини о временах сорокалетней давности. Нынешнее же время показано в тусклых тонах зимнего пейзажа, которые отражают душевное состояние взрослой Татьяны. Такой визуальный контраст отлично работает на передачу эмоций героини.
У фильма есть все шансы пройти мимо зрителя и потеряться среди более раскрученных и ярких проектов. Однако «Свет» — фильм для любой аудитории, от подростков до их родителей. В картину глубоко зашиты вечные темы любви, дружбы, важности диалога и принятия себя, а трогательная игра Елены Яковлевой заставляет не отвлекаться от происходящего на экране и зафиксироваться на поисках внутреннего света.