кино

Жизнь прожить — не поле перейти: о чем фильм «Свет» с Еленой Яковлевой

Соцработница вспоминает свою юность накануне 60-летия
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»

В прокат вышла драма «Свет» с Еленой Яковлевой в главной роли. Картина рассказывает историю социальной работницы, которая в юности потеряла свою подругу и всю жизнь пыталась об этом забыть. Фильм получил главный приз на кинофестивале в Выборге в 2023 году. Мы посмотрели картину и рассказываем подробнее о сюжете, а также разбираемся, получилось ли у режиссера донести до зрителя идею о важности сохранения света внутри себя.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 22 февраля
Страна производства: Россия
Режиссер: Антон Коломеец
Автор сценария: Антон Коломеец
В ролях: Елена Яковлева, Дарья Коныжева, Милана Владыкина, Елена Жданова, Галина Алехина, Валерий Панков, Ян Ильвес, Дина Губайдуллина, Юлия Гоманюк, Павел Галынский и др.
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 48 минут

О чем фильм «Свет»

Действие картины происходит в двух временных отрезках — в конце 70-х и наших днях. Юная Таня (Дарья Коныжева) проводит все свое свободное время с подругой Мариной (Милана Владыкина). Девочки заканчивают школу, собираются поступать в институт и клянутся друг другу в вечной дружбе. Это «навсегда» прерывается влюбленностью Марины — первые отношения разбивают подруг из-за ревности, но не романтической, а дружеской.

Спустя полвека юная Таня превратилась во взрослую Татьяну Сергеевну (Елена Яковлева). Женщине уже почти 60 лет, она — социальный работник, который заботится обо всех вокруг не только по долгу службы, а по велению сердца. Однажды на порог социальной службы приходит Дмитрий (Валерий Панков) с просьбой поухаживать за его пожилой родственницей, но Татьяна из-за усталости довольно грубо отвечает, и он отказывается от услуг. Этот случай заставляет героиню переосмыслить всю свою жизнь и вспомнить подругу юности.

Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»
Кадр из фильма «Свет»

Юности далекой свет

Авторы фильма проводят практически прямую параллель между дружбой и любовью, но не в романтико-эротическом смысле, а в гуманистическом: ведь дружба — это любовь к своему ближнему, поэтому она тоже может ранить на всю жизнь и оставить глубокие шрамы на сердце. Таня была общительным и симпатичным подростком, но все же уступала своей подруге Марине буквально во всем: та была и умнее, и красивее, и одежда на ней сидела лучше, и мальчики ей интересовались больше. Все это заставляло Таню чувствовать себя лишней. Она выросла, но эта неуверенность осталась: Татьяне не хочется носить красивые платья, выделяться, ходить в театр. Даже мороженное женщина покупает проверенное — классический пломбир.

Вспоминая разлад с подругой, Татьяна все больше и больше исследует себя. И это не конкретные мысли о том, что нужно было поступить иначе: не ругаться с подругой, лучше готовиться к экзаменам или находить общий язык с матерью. Скорее, мысли сводятся к щемящему ощущению пустоты внутри и осознанию невозможности прожить свою жизнь иначе. Водоразделом, из-за которого жизнь пошла как-то не так, стала утраченная дружба. При расставании навсегда (именно расставание, а не дружба оказалось вечной) героини не смогли поговорить, сказать друг другу приятные слова или, наоборот, высказать друг другу претензии, попрощаться и закрыть так называемый гештальт.

Все чаще обращаясь к прошлому, Татьяна решается пойти в театр, но неожиданно сталкивается с самой собой. Она смотрит постановку, где актриса рассказывает о внутреннем свете. Татьяна явственно ощущает, что эта самая тоненькая ниточка света тянется со времен юности. Увидев ее, Татьяна испытывает максимальную боль от потери подруги, но именно это и заставляет ее почувствовать себя живым и настоящим человеком, а не куклой с набором функций.

Какой итог

На первый взгляд, фильм отзывается беспросветной грустью от потери, фиксируется на боли и не дает ответов. Однако картина показывает, что этот самый свет в душе можно разжечь, переосмыслив свою жизнь. Между Татьяной Сергеевной и одной из ее престарелых подопечных происходит такой диалог: бабушка спрашивает женщину, сколько ей лет. Узнав, что Татьяне скоро будет 60, отвечает: «Сколько всего уже позади, и сколько интересного еще впереди».

Сама картина снята интересно с точки зрения операторских решений: юность Тани показана максимально ярко, красочно, камера не фиксируется на конкретных артефактах эпохи и не пытается передать быт 70-х годов. В центре повествования — субъективные переживания и воспоминания главной героини о временах сорокалетней давности. Нынешнее же время показано в тусклых тонах зимнего пейзажа, которые отражают душевное состояние взрослой Татьяны. Такой визуальный контраст отлично работает на передачу эмоций героини.

У фильма есть все шансы пройти мимо зрителя и потеряться среди более раскрученных и ярких проектов. Однако «Свет» — фильм для любой аудитории, от подростков до их родителей. В картину глубоко зашиты вечные темы любви, дружбы, важности диалога и принятия себя, а трогательная игра Елены Яковлевой заставляет не отвлекаться от происходящего на экране и зафиксироваться на поисках внутреннего света.

Мария Измайлова