Двойственная драма о насилии и травмах без конкретных выводов: рецензия на фильм «Май декабрь»
29 февраля в российских кинотеатрах выходит психологическая драма «Май декабрь» режиссера Тодда Хейнса. Картина, препарирующая историю запретной любви между взрослой женщиной и 13-летним мальчиком, основана на реальном скандале, повергшем в шок американское общество в конце 1990-х годов. Мы посмотрели ленту, номинированную на «Оскар», и теперь спешим рассказать, почему вам стоит ее увидеть.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
О чем фильм «Май декабрь»?
Действие картины разворачивается в небольшом городке Саванна (штат Джорджия) на побережье Атлантического океана, куда приезжает известная голливудская актриса Элизабет (Натали Портман). Цель визита кинозвезды — не пресловутый туризм, а знакомство с женщиной по имени Грейси (Джулианна Мур), которая 24 года назад попала в тюрьму за совращение 13-летнего мальчика, одноклассника ее сына. Несмотря на череду скандалов, сейчас Грейси живет в счастливом браке вместе с тем самым парнишкой Джо (Чарльз Мелтон) — ему уже 36 лет, у них есть трое детей и уютный светлый дом с панорамными окнами и зоной барбекю.
Элизабет готовится к съемкам в инди-драме, которая подробно расскажет историю секс-скандала и отношений между Грейси и Джо. И поскольку последствия травмирующих событий остались в прошлом, женщина без колебаний впускает актрису в дом. Героиня Портман, планомерно знакомясь с семейством Грейси и узнавая подробности их отношений, начинает осознавать, что брак между еще довольно молодым, местами инфантильным Джо и мудрой возрастной женщиной — не так безупречен, как могло показаться сначала. Постепенно актриса переходит от изучения повадок Грейси к самостоятельному расследованию: все для того, чтобы лучше вжиться в образ.
В основу ленты легла история женщины по имени Мэри Кей Летурно, которую в 1997 году арестовали за совращение 12-летнего ученика Вилли Фуалау. К моменту вынесения приговора у замужней 34-летней Летурно было четверо детей. Пока Мэри Кей отбывала срок, она родила от Фуалау двух малышей.
В 2004-м Летурно вышла на свободу, и уже через год пара поженилась. По разным заявлениям, несмотря на общественный резонанс, они действительно жили долго и счастливо вплоть до 2019 года. Тогда Фуалау развелся с женой, а спустя год она скончалась от рака.
Чем примечательна картина?
Название фильма отсылает к известному английскому выражению «май декабрь», означающему романтические отношения между людьми с большой разницей в возрасте (май — молодость, декабрь — старость). Однако сюжет ленты концентрируется не столько на разрыве между поколениями, сколько на последствиях неравного союза. Актриса в исполнении блестящей Натали Портман погружается в потайные уголки жизни Джо и Грейси, опрашивая ее бывшего мужа, старшего сына и других свидетелей некогда запретной связи.
В определенный момент — нет, это не спойлер — зритель начинает понимать, насколько деструктивной и нечестной по отношению к Джо оказалась эта четвертьвековая история любви. Взрослый мужчина, чьи воспоминания как будто подменили (по ходу сюжета Грейси не раз подчеркивает, что ее, 36-летнюю женщину, совратил подросток), кажется полностью подчиненным жене мальчишкой, который безукоризненно следует ее указаниям и практически не имеет права на выражение чувств и эмоций.
Интересно и то, как авторы противопоставляют интересы и характеры героев: в то время как Джо разводит бабочек в домашних условиях, Грейси увлекается охотой и преподносит на ужин свежую куропатку. Большую часть фильма благодаря мини-расследованию Элизабет Грейси представляется зрителю охотницей, инфернальной манипулятивной героиней, способной подчинить себе кого угодно ради душевного спокойствия. Впрочем, «Май декабрь» не ограничивается поучительным рассказом о груминге — картина устроена немного сложнее.
Стоит ли идти на «Май, декабрь»?
За первым и наиболее очевидным смысловым слоем (абьюз, сексуальное насилие и манипуляции) «Май декабрь» предлагает обсуждение более глубокой социальной проблематики. Актриса Элизабет, поначалу собиравшаяся изучить свой кинопрототип, постепенно нарушает границы дозволенного и становится одержимой Грейси. Она не только подражает ей в мимике, одежде и макияже, но также воссоздает моменты из ее прошлого (представляя себя Грейси во время секса с Джо в подсобке магазина), а позднее и вовсе становится инициатором адюльтера.
Героиня Натали Портман, по своей сути, выступает таким же антагонистом, что и персонаж Джулианны Мур. Финальная треть картины, раскрывающая истинную циничность и безжалостность актрисы по отношению к людям, предлагает нам довольно гротескный и неоднозначный итог. Без откровенных подмигиваний в сторону новой этики и прямолинейного морализаторства «Май, декабрь» одновременно критикует сексуальные преступления и тех, у кого они вызывают неподдельный интерес, — потенциальных зрителей фильма Элизабет.
Такая смысловая рекурсия порождает вопрос — а чем же фильм Тодда Хейнса, основанный на реальных событиях и так же исследующий частную жизнь других людей, лучше внутрисюжетной версии? Ответ на него довольно простой, пусть и дискуссионный: режиссер и авторы сценария, в отличие от шоураннеров многих тру-крайм проектов, наполнили историю полутонами и метафорами, но решили не выносить вердиктов. Они сняли невероятно медленное, трагичное и красивое кино, которое не терпит сентенций и осуждений. «Май декабрь» — это фильм-наблюдатель. А интерпретации уже за вами.