Здравствуй и прощай: какой получилась лента «Прошлые жизни»
В российский прокат вышла мелодрама «Прошлые жизни» корейского режиссера Селин Сон. Фильм рассказывает о молодых людях, которые расстались еще в детстве, но спустя более 20 лет снова встретились. Мы подробнее рассказываем о сюжете ленты, а заодно размышляем, удалось ли режиссеру раскрыть тему непрожитого счастливого опыта.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 29 февраля
Страна производства: США
Режиссер: Селин Сон
Автор сценария: Селин Сон
В ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро, Мун Сын-а, Лим Сын-мин, Чан Ги-ха и др.
Жанр: мелодрама
Продолжительность: 1 час 45 минут
О чем фильм «Прошлые жизни»
Нью-Йорк, наши дни. Шумный бар, за стойкой трое человек — двое мужчин и одна женщина. Голоса за кадром рассуждают, кем они другу другу приходятся: может быть, азиат и азиатка — брат и сестра, а белый мужчина — ее муж? Или азиаты пара, а мужчина — их друг или экскурсовод?
Южная Корея, Сеул, больше 20 лет назад. 12-летние Ён-на и Хэ-сон учатся в одной школе и по-детски влюблены друг в друга. Мальчик провожает девочку после школы, утешает, когда та получает не самую высокую оценку, и просто дурачится вместе с ней. Дружба, которая могла перерасти во что-то большее, резко заканчивается, когда школьница Ён-на со своей семьей иммигрирует в Канаду.
Проходит 12 лет. Ён-на сменила имя на Нору, переехала в Нью-Йорк и полностью американизировалась. У девушки большие планы на жизнь: она хочет стать писателем и получить Пулитцеровскую премию. Из праздного любопытства Нора находит своего школьного друга в соцсетях и неожиданно узнает, что он давно ее разыскивал.
У Норы и Хэ-сон завязывается общение, и они сближаются. Отношения снова могут перерасти в роман, но помехой становится расстояние. Нора не планирует бросать карьеру и возвращаться в Сеул, а Хэ-сон остается в Корее и собирается поехать учиться в Китай. Их связь еще раз прерывается, чтобы возобновиться спустя 12 лет, когда Нора выйдет замуж.
Светлеет грусть
В основе фильма лежит корейская философия In-Yun («ин-юн»). Термин обозначает нечто неуловимое, что есть между людьми. Возможно, каждая встреча не случайность, и два человека в прошлых жизнях уже были вместе — как друзья, любовники, родственники или обычные прохожие. «Говорят, если люди женятся, это значит, что между ними было 8 тыс. слоев In-Yun в 8 тыс. предыдущих жизней», — рассказывает главная героиня. Но тотчас же заявляет, что не очень верит в эту теорию, а корейцы обычно используют такую фразу, чтобы соблазнить кого-то.
В этом смысле «Прошлые жизни» не работают по схеме классической романтической комедии, когда герои бесповоротно влюбляются, обстоятельства их разлучают, но в итоге они их преодолевают и обретают счастье. Здесь персонажи в теории могли бы быть вместе, если бы приложили много усилий, бросили работу и учебу и помчались навстречу друг другу. Но «Прошлые жизни» не такой фильм: он размышляет о том, что люди не живут по заветам ромкомов.
Муж главной героини рассуждает, что их с женой история не такая романтичная, как у его супруги и Хэ-сона: они не были разлучены в детстве и не находили друг друга спустя десятки лет. Их роман куда более прозаичный: случайно пересеклись в загородном доме, съехались, потому что так дешевле снимать квартиру в Нью-Йорке, поженились, чтобы Нора получила Грин-карту. Но перечисляя все это мужчина забывает, что главное — это любовь (а у них она как раз есть), а не красивая сказка.
По сути фильм задается вопросом, могли ли мы быть более или менее счастливы с другими людьми, если бы выбрали иную профессию или страну для проживания, да и в целом прожили бы другую жизнь. Однозначного ответа на вопрос авторы «Прошлых жизней» не дают, лишь тонко разливая светлую грусть по всему фильму и заставляя сердце немного сжиматься из-за гипотетических возможностей.
Каким получился фильм «Прошлые жизни»
Одна из сильных сторон фильма — это сторителлинг. Автор на протяжении почти двух часов рассказывает историю, которая не насыщена событиями. При этом следить за повествованием интересно, и никаких сюжетных провисаний не чувствуется. Другое достоинство картины — убедительная игра актеров. Главные герои, когда встречаются спустя десятки лет, очень трогательны и неловки — ровно так бы и вели себя реальные люди, которые давно не виделись.
Визуально лента похожа на другие корейские мелодрамы («Служанка» Пак Чхан-ука, «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» Ким Ки Дука) с очень спокойной голубоватой цветокоррекцией. Тщательно выверенные кадры напоминают заставки для телефонов или минималистичные постеры. Словом, смотреть фильм очень приятно.
Другое дело, что сама картина не вызывает глубоких переживаний и не заставляет сочувствовать героям — после просмотра остается лишь легкая и приятная грусть по тому, что так и не случилось. Вряд ли «Прошлые жизни» возьмут «Оскар» за лучший фильм, но точно пополнят коллекцию качественного мирового кинематографа.