кино

Здравствуй и прощай: какой получилась лента «Прошлые жизни»

Мелодрама номинирована на «Оскар» в категории лучший фильм. Но сможет ли она получить награду?
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»

В российский прокат вышла мелодрама «Прошлые жизни» корейского режиссера Селин Сон. Фильм рассказывает о молодых людях, которые расстались еще в детстве, но спустя более 20 лет снова встретились. Мы подробнее рассказываем о сюжете ленты, а заодно размышляем, удалось ли режиссеру раскрыть тему непрожитого счастливого опыта.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 29 февраля
Страна производства: США
Режиссер: Селин Сон
Автор сценария: Селин Сон
В ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро, Мун Сын-а, Лим Сын-мин, Чан Ги-ха и др.
Жанр: мелодрама
Продолжительность: 1 час 45 минут

О чем фильм «Прошлые жизни»

Нью-Йорк, наши дни. Шумный бар, за стойкой трое человек — двое мужчин и одна женщина. Голоса за кадром рассуждают, кем они другу другу приходятся: может быть, азиат и азиатка — брат и сестра, а белый мужчина — ее муж? Или азиаты пара, а мужчина — их друг или экскурсовод?

Южная Корея, Сеул, больше 20 лет назад. 12-летние Ён-на и Хэ-сон учатся в одной школе и по-детски влюблены друг в друга. Мальчик провожает девочку после школы, утешает, когда та получает не самую высокую оценку, и просто дурачится вместе с ней. Дружба, которая могла перерасти во что-то большее, резко заканчивается, когда школьница Ён-на со своей семьей иммигрирует в Канаду.

Проходит 12 лет. Ён-на сменила имя на Нору, переехала в Нью-Йорк и полностью американизировалась. У девушки большие планы на жизнь: она хочет стать писателем и получить Пулитцеровскую премию. Из праздного любопытства Нора находит своего школьного друга в соцсетях и неожиданно узнает, что он давно ее разыскивал.

У Норы и Хэ-сон завязывается общение, и они сближаются. Отношения снова могут перерасти в роман, но помехой становится расстояние. Нора не планирует бросать карьеру и возвращаться в Сеул, а Хэ-сон остается в Корее и собирается поехать учиться в Китай. Их связь еще раз прерывается, чтобы возобновиться спустя 12 лет, когда Нора выйдет замуж.

Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Светлеет грусть

В основе фильма лежит корейская философия In-Yun («ин-юн»). Термин обозначает нечто неуловимое, что есть между людьми. Возможно, каждая встреча не случайность, и два человека в прошлых жизнях уже были вместе — как друзья, любовники, родственники или обычные прохожие. «Говорят, если люди женятся, это значит, что между ними было 8 тыс. слоев In-Yun в 8 тыс. предыдущих жизней», — рассказывает главная героиня. Но тотчас же заявляет, что не очень верит в эту теорию, а корейцы обычно используют такую фразу, чтобы соблазнить кого-то.

В этом смысле «Прошлые жизни» не работают по схеме классической романтической комедии, когда герои бесповоротно влюбляются, обстоятельства их разлучают, но в итоге они их преодолевают и обретают счастье. Здесь персонажи в теории могли бы быть вместе, если бы приложили много усилий, бросили работу и учебу и помчались навстречу друг другу. Но «Прошлые жизни» не такой фильм: он размышляет о том, что люди не живут по заветам ромкомов.

Муж главной героини рассуждает, что их с женой история не такая романтичная, как у его супруги и Хэ-сона: они не были разлучены в детстве и не находили друг друга спустя десятки лет. Их роман куда более прозаичный: случайно пересеклись в загородном доме, съехались, потому что так дешевле снимать квартиру в Нью-Йорке, поженились, чтобы Нора получила Грин-карту. Но перечисляя все это мужчина забывает, что главное — это любовь (а у них она как раз есть), а не красивая сказка.

По сути фильм задается вопросом, могли ли мы быть более или менее счастливы с другими людьми, если бы выбрали иную профессию или страну для проживания, да и в целом прожили бы другую жизнь. Однозначного ответа на вопрос авторы «Прошлых жизней» не дают, лишь тонко разливая светлую грусть по всему фильму и заставляя сердце немного сжиматься из-за гипотетических возможностей.

Каким получился фильм «Прошлые жизни»

Одна из сильных сторон фильма — это сторителлинг. Автор на протяжении почти двух часов рассказывает историю, которая не насыщена событиями. При этом следить за повествованием интересно, и никаких сюжетных провисаний не чувствуется. Другое достоинство картины — убедительная игра актеров. Главные герои, когда встречаются спустя десятки лет, очень трогательны и неловки — ровно так бы и вели себя реальные люди, которые давно не виделись.

Визуально лента похожа на другие корейские мелодрамы («Служанка» Пак Чхан-ука, «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» Ким Ки Дука) с очень спокойной голубоватой цветокоррекцией. Тщательно выверенные кадры напоминают заставки для телефонов или минималистичные постеры. Словом, смотреть фильм очень приятно.

Другое дело, что сама картина не вызывает глубоких переживаний и не заставляет сочувствовать героям — после просмотра остается лишь легкая и приятная грусть по тому, что так и не случилось. Вряд ли «Прошлые жизни» возьмут «Оскар» за лучший фильм, но точно пополнят коллекцию качественного мирового кинематографа.

Двойственная драма о насилии и травмах без конкретных выводов: рецензия на фильм «Май декабрь»
Двойственная драма о насилии и травмах без конкретных выводов: рецензия на фильм «Май декабрь»
Мария Измайлова