Немецкие офицеры обсудили удары по Крымскому мосту. Что известно о слитом разговоре?
В Германии продолжается скандал из-за утечки разговора офицеров бундесвера о потенциальных ударах по Крымскому мосту ракетами Taurus. Запись и ее расшифровку выложила в открытый доступ главред RT Маргарита Симоньян 2 марта. Рассказываем, о чем говорили немецкие военные, как на утечку отреагировали в России и за рубежом и какие последствия у нее могут быть.
Что сказали немецкие военные?
В слитой записи немецкие военные обсуждают перспективы поставок на Украину крылатых ракет Taurus. Разговор ведут четыре человека: начальник отдела операций и учений командования ВВС Франк Грефе, инспектор ВВС бундесвера Инго Герхартц, а также два сотрудника центра воздушных операций космического командования бундесвера с фамилиями Фенске и Фроштедте.
Герхартц сказал, что министр обороны ФРГ Борис Писториус прорабатывает вопрос поставок ракет Taurus, однако неизвестно, когда они начнутся и начнутся ли вообще.
«Не было такого, чтобы канцлер сказал [Писториусу]: “Я хочу сейчас получить информацию, а завтра утром мы примем решение”. Такого я не слышал. Наоборот, Писториус оценивает всю эту развернувшуюся дискуссию. Никто не знает, почему федеральный канцлер блокирует эти поставки», — говорит военный.
Следом Грефе начинает перечислять возможные проблемы, с которыми столкнется Германия, если примет решение поставлять ракеты. Он упоминает, что ракеты нужно подготовить и произвести крепления для самолетов, затем нужно обучить украинских военных и наладить взаимодействие между Киевом и фирмой-производителем.
«Ракеты будут готовы к применению только через восемь месяцев… Мы не можем сокращать время. Потому что если мы это сделаем, то может случиться ошибочное применение, ракета может упасть на детский сад, снова будут жертвы среди гражданских», — замечает Грефе.
По ходу разговора Фроштедте задается вопросом, для чего ВСУ хотят использовать Taurus. Военный предлагает две «интересные цели»: склады боеприпасов и «мост на востоке», очевидно, имея в виду Крымский мост.
«Мы интенсивно занимались вопросом [уничтожения моста] и, к сожалению, пришли к выводу, что мост из-за своей величины подобен взлетной полосе. Поэтому для него может понадобиться не 10 и даже не 20 ракет», — добавляет к его рассуждениям Фенске.
В ходе беседы военные упоминают «гражданских с американским акцентом», которые должны предоставлять украинцам разведданные, и намекают на то, что британцы находятся на Украине и помогают ВСУ. Они также обсуждают, как избежать участия военных бундесвера в планировании операций ВСУ, чтобы не стать стороной конфликта.
Как отреагировали на разговор бундесвера?
Слив с разговорами об ударе по Крымскому мосту вызвал волну негодования в России. Российские власти потребовали от ФРГ официальных объяснений, а 4 марта МИД РФ вызвал посла Германии для передачи ноты протеста.
«С одной стороны, поразительно. С другой — нет. Уже упоминал, что мы доподлинно знаем об участии военнослужащих стран НАТО, которые маскируются то под наемников, то под людей, не принадлежащих вооруженным силам альянса… Не знаю, как это назвать, но лицо наших натовских коллег полностью “в пуху”. Посмотрим, как они будут объясняться со своим населением», — прокомментировал запись глава МИД РФ Сергей Лавров.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, сказал, что разговор свидетельствует о прямой вовлеченности Запада в украинский конфликт. Представитель Кремля задался вопросом, по чьей инициативе состоялся разговор: правительства ФРГ или бундесвера. Он также выразил надежду на быструю и эффективную проверку произошедшего.
Ранее такую проверку пообещал провести Олаф Шольц и минобороны Германии, которое подтвердило подлинность разговора. 4 марта канцлер ФРГ подтвердил, что не намерен отправлять на Украину ракеты Taurus. «Не может быть такого, что поставляешь очень дальнобойное оружие и не думаешь о том, как его контролировать. Если в это будут вовлечены немецкие солдаты, то для меня вопрос исключен», — заявил Шольц, не прокомментировав напрямую слив.
Глава минобороны Германии Борис Писториус назвал утечку частью «информационной войны» и призвал «не поддаваться на уловки Москвы». Министр намекнул, что власти ФРГ могут возбудить уголовное дело по факту утечки. Однако отказался спекулировать на тему возможных отставок в министерстве.
К чему может привести утечка разговора?
Утечка разговора немецких военных может быть чревата очень неприятными последствиями для правительства Шольца. Теперь канцлеру и министру обороны предстоит как минимум объяснить, как бундесвер вообще допустил такой провал. Вопросы на этот счет уже начинают задавать.
Издание Berliner Zeitung охарактеризовало произошедшее как «крупную катастрофу в бундесвере». «Самые рискованные внутренние дела генералы обсуждают так, словно никогда не знали о прослушке», — пишет издание, отмечая что немецкие военные случайно выдали американских и британских коллег, которые находятся на Украине.
Немецкие СМИ обратили внимание, что военные и другие правительственные учреждения используют для внутренней коммуникации платформу Webex. Депутат бундестага Родерих Кизеветтер предположил, что шпионы могли подключиться к разговору, а собеседники просто не заметили посторонних. Газета Bild считает, что у российских спецслужб может быть куда больше перехваченных разговоров немецких политиков и военных.
Произошедшее может затруднить и военную помощь Украине. Совсем недавно президент Франции Эммануэль Макрон «не исключил» ввод войск на Украину, шокировав западную публику. Испуганные европейцы резко отвергли эту идею как несвоевременную, чем дали понять, что не желают эскалации конфликта. Но теперь выясняется, что некоторые западные правительства обманули избирателей и уже послали своих военных специалистов в зону боевых действий.
Скандал может разрастись до таких размеров, что Западу придется сокращать свою вовлеченность в украинский конфликт или хотя бы прекратить нагнетать обстановку разговорами о поставках ракет Taurus и новых видов вооружений Киеву. Европейские «ястребы» уж точно не могут позволить себе играть с огнем накануне выборов в Европарламент, которые должны состояться в июне. Если продолжить раздражать избирателей, то они переметнутся к правым евроскептикам, которые выступают за мирные переговоры с Россией. Небольшая пауза поможет консолидировать избирателя — а там, глядишь, и страсти немного поутихнут.
Другой вопрос, что в нынешних условиях любое промедление военной помощи может оказаться для ВСУ критичным. Вот только будут ли европейские политики жертвовать своими рейтингами ради Киева?