«Постньюс»
«Постньюс»
кино

7 женщин-режиссеров, снявших великое кино

В нашей подборке женщины, которые меняли и развивали мировой кинематограф

8 Марта — это, в первую очередь, не праздник весны и красоты (как многие считают), а день эмансипации и борьбы женщин за свои права. Как и во многих сферах, в кинематографе больше режиссеров-мужчин, однако есть и женщины, которые внесли значительный вклад в развитие мирового и отечественного кино. О них мы и расскажем.

Татьяна Лиознова

Одна из самых известных советских женщин-режиссеров родилась в 1924 году в Москве. В 1941-м она проводила отца на фронт, и в том же году он погиб. После этого Лиознова решила, что главное — это семья, и с тех пор очень трогательно заботилась о своей матери. Другой же важной частью ее жизни стал кинематограф.

В 1943-м Лиознова поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Свой первый фильм она сняла в 1958 году — «Память сердца» рассказывает об английском летчике, сбитом над оккупированными фашистами территориями. Кроме режиссуры, Лиознова писала сценарии и ставила театральные спектакли.

Лиознова сняла всего девять фильмов, самый известный из которых «Семнадцать мгновений весны» (1973). Легендарный телефильм по книге Юлиана Семенова настолько понравился зрителям по всему СССР, что разошелся на цитаты. По слухам, когда показывали очередную серию, улицы пустели, а преступность падала.

Другие картины Лиозновой также плотно вошли в списки лучших лент всех времен: среди них «Евдокия» (1961), «Три тополя на Плющихе» (1968) и «Карнавал» (1981). Лиознова была жесткой и властной в работе, но в своих фильмах ей удавалось передать «оттепельную» лиричность и чувственность героев.

Кадр из телефильма «Семнадцать мгновений весны»
Кадр из телефильма «Семнадцать мгновений весны»

Аньес Варда

Французский режиссер родилась в 1928 году в Брюсселе. Изначально она занималась фотографией и в кино попала случайно: по просьбе своего больного друга в 1954-м Варда отправилась по его родным местам, чтобы запечатлеть их. Маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт настолько увлек Аньес, что она решила снять о нем фильм — так и начался ее кинопуть.

Картина «Пуэнт-Курт» вышла в 1955 году и сразу наметила будущий стиль Аньес — сочетание художественного и документального — и во многом легла в основу французской новой волны. Всего за свою карьеру она сняла 51 фильм.

Главной работой режиссера стала картина «Клео от 5 до 7» (1962). Лента рассказывает об известной певице, которая ждет результатов тестирования на рак. Ждать всего 1,5 часа, но за это время она успевает судорожно обойти пол Парижа, поболтать с незнакомцами, обдумать свою жизнь и осознать смертность. Фильм оказался новаторским и многие приемы (например, обычные прохожие на заднем плане) взяли на вооружение молодые режиссеры того периода.

В 2019 году издание ВВС проводило международный опрос, чтобы выбрать лучшие фильмы, снятые женщинами-режиссерами. В итоговый топ-100 попали шесть лент Аньес, а картина «Клео от 5 до 7» заняла вторую строчку. Всего режиссер за свою карьеру получила несколько престижных наград, среди которых «Серебряный медведь», «Сезар» и «Золотой лев».

Кадр из фильма «Клео от 5 до 7»
Кадр из фильма «Клео от 5 до 7»

Кира Муратова

Кира Муратова родилась в бессарабском городе Сороки (Королевство Румыния) в 1934 году. В 1952-м она поступила на факультет филологии в МГУ, но после решила сменить деятельность и стать режиссером — в 1959-м Муратова закончила ВГИК, где училась, как и Лиознова, в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В 1961 году Муратова пошла на работу в Одесскую киностудию и сняла совместно с другим режиссером фильм «Наш честный хлеб». Первой самостоятельной работой Муратовой стала картина «Короткие встречи» (1967) с Владимиром Высоцким в главной роли. Следом она сняла «Долгие проводы» (1971), правда, фильм положили на «полку» и пустили в прокат только в перестройку.

В 1989 году вышла картина «Астенический синдром» — это первый советский фильм, в котором прозвучал мат. В картине наиболее ярко виден почерк Муратовой: это немного странные герои, которые оказываются в необычных ситуациях (в сумасшедшем доме, наблюдают за собаками на живодерне и детьми за решеткой), но не обращают внимание на происходящий ужас или сюр.

Собирательный герой Муратовой становится узнаваемым и кочует из фильма в фильм, оказываясь в расшатанной и нестабильной реальности.

Одним из таких странных персонажей, олицетворяющих (кино)реальность Муратовой, стала Рената Литвинова. Она снималась в поздних лентах режиссера («Настройщик», «Вечное возвращение») и неоднократно говорила, как любит и вдохновляется Муратовой. В разные годы в картинах Муратовой появлялись Олег Табаков, Нина Русланова, Алла Демидова, Сергей Маковецкий и др.

Кадр из фильма «Астенический синдром»
Кадр из фильма «Астенический синдром»

Лариса Шепитько

Будущий режиссер родилась в Артемовске Украинской ССР в 1938 году. В 1955-м она поступила во ВГИК в мастерскую Александра Довженко. Первым фильмом Шепитько стал «Зной» (1963) по пьесе Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз».

Шепитько стала одной из центральных фигур советского кино 60–70-х. Она сняла культовую оттепельную картину «Крылья» (1966) о женщине-фронтовике, которой пришлось заново учиться жить в мирное время и ориентироваться на новую нравственность и мораль. Фильм настолько тонко и емко показал душевные переживания героини, что «Крылья» одновременно и сильно полюбились зрителям, и привлекли внимание цензоров.

Главной работой Шепитько стало «Восхождение» (1976). Лента рассказывает о партизанах на территории оккупированной Белоруссии. Фильм вызывает сильнейшие душевные переживания, а главный герой картины олицетворяет собой Христа — к такому сравнению Шепитько стремилась сознательно. «Восхождение» стал первым отечественным фильмом, получившим главный приз на Берлинском кинофестивале в 1977 году.

Свою последнюю работу Шепитько не смогла закончить. Во время съемок в 1979 году она вместе со съемочной группой попала в аварию и погибла. Фильм доснимал ее муж — Элем Климов. Картину он назвал «Прощание».

Кадр из фильма «Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»

Жюстин Трие

Режиссер родилась во Франции в 1978 году. Она окончила Национальную высшую школу изящных искусств в Париже и дебютировала с первым фильмом в 2013 году. «Возраст паники» рассказывал о журналистке, ведущей репортажи с массовых восстаний во время президентских выборов.

Второй фильм Трие — «В постели с Викторией» (2016) — это история кризиса человека, который заблудился в мире, созданном им же самим. У режиссера отлично получается показывать героев, потерявших внутренние ориентиры и свою идентичность. Жюстин можно назвать автором постправды, которая размышляет категориями эмоций и ощущений, а не объективными фактами.

Пока главной работой Жюстин стала картина «Анатомия падения» (2023). Судебная драма на протяжении трех часов препарирует семейные отношения, показывая разные точки зрения на конфликт мужчины и женщины. Лента получила главный приз на Каннском кинофестивале и номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм». Вероятно, мы и в дальнейшем продолжим с интересом наблюдать за работами Жюстин Трие.

Кадр из фильма «Анатомия падения»
Кадр из фильма «Анатомия падения»
Хроника супружеской жизни: в России вышел фильм-победитель Канн «Анатомия падения»
Хроника супружеской жизни: в России вышел фильм-победитель Канн «Анатомия падения»

Хлоя Чжао

Чжао родилась в Китае в 1982 году, после переехала на учебу в Британию, а затем — в США. Режиссер изучала кинопроизводство в Школе искусств Тиша Нью-Йоркского университета и в 2015 году дебютировала с первым фильмом «Песни, которым меня научили братья». Картина рассказывала об индейской резервации.

Вторым фильмом Чжао стал «Наездник» (2017), в котором главные роли исполнили начинающие актеры. Лента с небольшим бюджетом была признана многими критиками лучшим американским фильмом 2018 года. Следующая картина вышла в 2020-м, и это был успех: «Земля кочевников» получила шесть номинаций на «Оскар» и забрала три статуэтки, в том числе, в категории «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».

Хлоя Чжао снимает медленное авторское кино, в котором размышляет о сокровенном и скрытом от глаз простых американцев. При этом режиссер — гик, который вдохновляется не плавными и меланхоличными кадрами Линча или Иньярриту, а компьютерными играми. Словом, Хлоя Чжао — многообещающий режиссер с перспективной карьерой.

Кадр из фильма «Земля кочевников»
Кадр из фильма «Земля кочевников»

София Коппола

Родилась в семье Фрэнсиса Форда Копполы в 1971 году в Нью-Йорке. Изначально София начинала как актриса (отец даже снял ее в младенческом возрасте в «Крестном отце»), но оставила это занятие из-за критики и приступила к режиссуре.

Первая картина «Девственницы-самоубийцы» вышла в 1999 году и сразу же произвела фурор. Действие ленты происходит в американском городе в 70-х. У семьи Лисбон — пять дочерей. Самая младшая из них неожиданно кончает жизнь самоубийством, поэтому родители начинают пристальнее следить за другими детьми. Дебютный фильм наметил линию, которой придерживалась София и в других своих картинах: тщательно выстроенный приглушенный кадр, кукольность героинь, постмодерн и размышления о женщинах.

В свои 32 года она сняла фильм «Трудности перевода» (2003) с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йоханссон. Герои страдают от экзистенциального кризиса и воплощают на экране любовь, но не романтического толка, а скорее общечеловеческого. Картина получила премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

Всего у Софии девять полнометражных фильмов, каждый из которых достаточно тепло принимался у критиков. Пожалуй, Копполу можно назвать главным современным режиссером, которая снимает актуальные картины о других женщинах.

Кадр из фильма «Девственницы-самоубийцы»
Кадр из фильма «Девственницы-самоубийцы»
Дитя в мире рок-н-ролла: о чем фильм «Присцилла: Элвис и я»
Дитя в мире рок-н-ролла: о чем фильм «Присцилла: Элвис и я»
Мария Самарина