кино

Сарик Андреасян снял «Онегина». Почему эта экранизация никому не нужна?

Режиссер «Защитников» и «Беременного» предлагает новое прочтение русской классики — с 40-летним молодым повесой и своей женой в роли Татьяны
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»

7 марта в прокат вышел фильм «Онегин» режиссера Сарика Андреасяна. Это первая постсоветская экранизация пушкинского романа в стихах. Картина получилась достаточно точной адаптацией (если говорить о сюжете), но на этом плюсы, кажется, заканчиваются. Рассказываем, что нового привнес Андреасян и пошло ли это на пользу классической истории.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 7 марта
Страна производства: Россия
Режиссер: Сарик Андреасян
Авторы сценария: Алексей Гравицкий, Александр Пушкин
В ролях: Виктор Добронравов, Денис Прытков, Лиза Моряк, Таня Сабинова, Алена Хмельницкая, Алексей Гришин, Татьяна Лютаева, Владимир Вдовиченков, Ольга Тумайкина, Александр Яцко и др.
Жанр: мелодрама, драма
Продолжительность: 2 часа 21 минута

О чем фильм «Онегин»

Сюжет классического произведения Александра Пушкина известен всем со школы, а фильм Андреасяна практически полностью его повторяет. Но мы на всякий случай напомним нить повествования.

Первая половина XIX века. Молодой 18-летний повеса Евгений Онегин (Виктор Добронравов) прожигает жизнь в Санкт-Петербурге, посещает балы и лениво соблазняет девушек. Неожиданно ему пишет дядя (тот, который самых честных правил) из провинции и сообщает, что умирает. Онегин нехотя едет с ним проститься, надеясь на возможное наследство. Оно должно помочь герою рассчитаться со всеми долгами, которые достались ему после смерти отца.

Онегин не успевает застать дядюшку — тот умирает до его приезда. Молодой человек решает задержаться в имении, чтобы отвлечься от столичной суеты. В деревне он знакомится с восторженным 18-летним юношей Владимиром Ленским (Денис Прытков), который недавно вернулся из Германии. Он рассказывает Онегину, что недалеко от них живет семейство Лариных, у которых есть две дочери — Татьяна (Лиза Моряк) и Ольга (Таня Сабинова). А дальше… Вы и сами знаете.

Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»
Кадр из фильма «Онегин»

Роман в стихах или жизнь во всей ее прозаичной действительности

Экранизировать роман в стихах Пушкина — сложно, и, как показали российские и мировые картины, не получается это практически ни у кого. Причины на это две.

Во-первых, в классическом произведении Пушкин уделяет большое количество времени безымянному автору, от лица которого и ведется повествование. Рассказчик много размышляет о мире, природе, своем отношении к тому или иному поступку героев. Такие вольные отступления перенести на экран достаточно сложно, поэтому режиссеры чаще всего либо полностью исключают рассказчика, либо оставляют ему несколько реплик.

Вторая причина — это, собственно, сами стихи. Обычно фильм, герои которого разговаривают рифмами, выглядит слишком неестественно и наигранно, поэтому режиссеры отказываются от такого варианта и обращаются к прозе. Все существующие экранизации сейчас выглядят слишком академично, местами скучно и скорее напоминают мыльную оперу. Поэтому изначально перед режиссером Сариком Андреасяном стояла непростая задача. Как он с ней справился?

Каким получился «Онегин» Сарика Андреасяна

Андреасян сравнивал свой фильм с «Великим Гэтсби» и обещал, что зрителей «ждут мурашки». Россия XIX века у режиссера действительно вышла пышной, но стереотипной: зрители почти два с половиной часа наблюдают за приемами в позолоченных дворцах, каретами, которые нуарно поливает дождь, солнечным светом, пробивающимся сквозь деревья, деревенскими девушками, поющими народные песни во время сбора яблок. В общем, получилась смесь российской пасторали и имперской роскоши.

Однако за всей этой красотой ничего нет: герои выглядят плоскими, а рассказчик вместо того, чтобы двигать сюжет, кажется лишней декорацией. Он появляется несколько раз, говорит всем известные четверостишия из школьной программы, но совсем не передает ту глубину, что была в книге. От этого начинает страдать мотивация персонажей, которая без таких отступлений плохо обозначена и не раскрыта.

Другой, самый броский факт (или недостаток, как хотите) — это возраст актеров. Режиссер в интервью говорил, что сознательно состарил своих персонажей на 10-15 лет, потому что не хотел рассказывать о любовной связи подростков. По итогу 18-летнего Онегина (в фильме его буквально называют «молодым повесой») сыграл 40-летний Добронравов с седыми волосами на висках, тонкую и ранимую Татьяну (авторы подчеркивают, что она юна и у нее вся жизнь впереди) — 28-летняя Моряк (по совместительству жена режиссера), а импульсивного и романтичного Ленского (на его могиле прямо напишут, что он погиб в 18 лет) — 30-летний Прытков.

Дело совсем не в эйджизме. Если у Пушкина поступки героев обусловлены юным возрастом, незнанием жизни и книгами, на которых были составлены романтические представления, то у Андреасяна это попросту не работает. Сложно поверить возрастным персонажам, которые ведут себя как малые дети. Хочется воскликнуть: «Дядя, почему ты говоришь, что в душе совсем старик? Ты себя в зеркало видел?»

К концу романа Онегину исполняется 26 лет, он переосмысляет жизнь, успокаивается и становится готовым к семье. Но у Андреасяна получается герой, которому якобы тоже 26, но визуально он больше напоминает чьего-то отца: ему логичнее думать о внуках, чем писать любовные письма замужним женщинам, а после страстно объясняться в чувствах.

По итогу фильм превращается в какую-то карикатурную, пускай и приятную глазу постановку в стиле «ах, как красиво было в Российской империи, как грациозно все друг другу кланялись, как романтично писали письма и танцевали на балах». Но нужно ли нам еще одно такое кино и при чем тут Пушкин? Вопросы остаются открытыми.

Мария Измайлова