кино

Красивый, масштабный, дихотомический: каким получился сиквел «Дюны» Дени Вильнева

Рассказываем о преимуществах и недостатках картины в восьми с половиной абзацах
Warner Bros. Pictures/YouTube
Warner Bros. Pictures/YouTube

В начале марта в некоторых российских кинотеатрах вышла вторая часть «Дюны» Дени Вильнева. Картину показывают в формате предсеансового обслуживания, продавая билеты зрителям на разного рода короткометражки. Мы не удержались и тоже сходили на «Ушла по-чеховски» (ой, то есть на «Дюну»). Теперь спешим рассказать, насколько эпическим получился сиквел экранизации романа Фрэнка Герберта.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 4 марта
Страна производства: США
Режиссер: Дени Вильнев
Авторы сценария: Дени Вильнев, Джон Спэйтс
В ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Остин Батлер, Флоренс Пью, Дэйв Батиста, Кристофер Уокен, Леа Сейду, Стеллан Скарсгард и др.
Жанр: фантастика, драма, боевик, приключения
Продолжительность: 2 час 46 минут

О чем вторая «Дюна»

Если вы не читали роман Герберта и не смотрели первую часть, но купили билет на сиквел — готовьтесь к тому, что понятно будет мало чего (вот шпаргалка для ленивых). «Дюна: часть вторая» лишена какой-либо экспозиции, а ее действие начинается ровно там, где закончилось вступление фантастического эпоса в виде первых двух с половиной часов. Род Атрейдесов фактически уничтожен, а планета Арракис находится под контролем Харконненов.

Тем временем наследник дома Атрейдесов Пол (Тимоти Шаламе) и его мама леди Джессика (Ребекка Фергюсон) присоединились к местному народу фрименов. Юноше предстоит научиться выживать в пустыне, познакомиться с культурой племени и стать Лисан аль-Гаибом: часть фрименов уверена, что парень — пророк и будущий лидер восстания. Мессия намерен мстить дому Харконненов, который продолжает безгранично добывать главный во Вселенной ресурс — спайс (он же специя). Тем временем мать Пола Джессика (Ребекка Фергюсон) соглашается стать преподобной матерью племени.

Глава клана-антагониста, Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард), пытается избавиться от «крыс» при помощи своих жутковатых племянников — разъяренного Райана (Дэйв Батиста) и жестокого безумца Фейд-Раута (Остин Батлер). Наконец, за предстоящей гражданской войной тихонько наблюдают император Шаддам IV (Кристофер Уокен), его дочь Ирулан (Флоренс Пью) и таинственное общество сестер Бене Гессерит.

В российский прокат вышла вторая часть «Дюны». Где ее посмотреть?
В российский прокат вышла вторая часть «Дюны». Где ее посмотреть?

Чем примечательна картина (без спойлеров!)

Произведение Герберта неслучайно называют сложноэкранизируемым — в 1975 году версию Алехандро Ходоровски отменили из-за нехватки ресурсов, а «Дюну» Дэвида Линча 1984-го встретили холодно практически все (он и сам признавал картину провальной). Но, несмотря на суеверия и опасения, Дени Вильнев приятно удивил фанатов книги и авторитетных критиков еще после выхода дебютного фильма. Сиквел, снятый по второй половине первой книги, стал органичным дополнением, проработавшим ошибки ленты 2021 года.

Картина сохранила свою нарочитую красоту, идею дихотомии добра и зла и, конечно, основные посылы — критику колониализма, межпланетного империализма и растраты планетарных ресурсов. При этом Вильнев сделал то, чего от него особенно ждали многие фанаты. Сохранив свой инди-почерк с крупными планами и размеренным повествованием, режиссер уделил значительно больше внимания экшену и даже умудрился разрядить местами слишком пафосную обстановку юмором (правда, не особо удачным).

Вторая «Дюна» даже с учетом почти трехчасового хронометража не кажется скучной из-за ускоренного темпоритма, завораживающего сеттинга и невероятной совместной работы оператора Грега Фрейзера и Дени Вильнева. В ленте уживаются романтичные закатные переливания песка, мрачные монохромные поединки на гладиаторской арене и эпические поездки Пола на песчаном черве. Картина, преисполненная эстетических изощрений Вильнева, заставляет если не изумляться, то как минимум с интересом наблюдать за происходящим.

Стоит ли идти на фильм и что насчет триквела

Лейтмотив «Дюны», помимо вечно актуального обсуждения связи политики и религии, заключается и в разоблачении мессии. Пол, как и завещал Герберт, проходит путь от спасителя к антигерою, ставя в край угла желание мести, а не благополучие людей. Таким образом, он становится катализатором джихада, из-за которого погибнет множество соратников. Грань между добром и злом размывается, а зритель получает полноценную античную трагедию в футуристичном сеттинге.

Однако скажем прямо: у второй «Дюны» есть слабые места. Как бы бережно Дени Вильнев не относился к литературному первоисточнику, картина нередко проваливается в сценарии. Намеренно избегая глубоких диалогов и делая акцент на визуальный язык и музыку (кстати, за нее отвечал Ханс Циммер), режиссер оставляет нераскрытыми характеры некоторых персонажей и иногда несправедливо мало внимания уделяет фрагментам из книги — не игнорируя, но как будто проматывая их.

«Дюна» — это масштабный и крайне увлекательный аттракцион, где темы политики и несправедливости кажутся скорее бонусом, нежели центральным элементом. Ну а что касается триквела, то его релиз — вопрос времени, ведь режиссер вновь завершил фильм многозначительной сценой-клиффхэнгером.

Никита Прунков