сериалы

Культовый мультсериал «Люди Икс» вернулся: в чем его феномен и зачем понадобился перезапуск

В свое время шоу стало сверхпопулярным на Западе и в России, потому что авторы предложили нетривиальный взгляд на жанр. Спустя 30 с лишним лет интерес к проекту ничуть не упал
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube

На стриминговом сервисе Disney+ вышли первые эпизоды мультсериала «Люди Икс ’97». Сюжет проекта продолжает историю первоисточника, рассказывая о событиях после смерти Профессора Икс. Мы решили разобраться, в чем феномен оригинального шоу и каким получился перезапуск.

Чем хороши оригинальные «Люди Икс»?

Проект, стартовавший в 1992 году и состоявший из пяти сезонов, вы можете помнить по броскому названию Леонида Володарского «Радиоактивные люди» (в его версии заставки еще были забавно локализованные имена героев — Циклопы, Вульверин, Бандит, Гроза, Зверь и Юбилей). Мультсериал стал настоящим прорывом на западном и не только телевидении во многом потому, что не шел по проторенной дорожке, а предлагал нетривиальный взгляд на, казалось бы, детский жанр.

В пиковые моменты рейтинги шоу зашкаливали — его смотрели в 23 млн домохозяйств. Неудивительно, что именно с «Людей Икс» началось становление киновселенной Marvel. И хоть разработкой фильма занимались еще в середине 80-х, разговоры дошли до дела лишь в 1994 году — как раз на фоне успеха мультсериала про мутантов. Тогда же 20th Century Fox приобрела права на адаптацию, а после долгих кадровых перестановок (в одно время к картине проявлял интерес  Джеймс Кэмерон), они таки сняли первый супергеройский фильм по Marvel Comics, который стал трамплином для будущих проектов.

Мультсериал «Люди Икс», будучи беспрецедентным феноменом и предтечей не менее успешного полного метра, фактически запустил огромную машину по производству коммерчески успешных фильмов (до этого из известных адаптаций у Marvel были лишь «Люди в черном» и «Блэйд»). За картиной Брайана Сингера 2000 года последовали не только приквелы и сиквелы истории, но также не менее легендарная серия про «Человека-паука», средние проекты вроде «Халка» и «Фантастической четверки», а позднее появился «Железный человек», и вселенная уже не была прежней.

Зачем было перезапускать «Людей Икс»?

В последние годы у продюсеров стриминговых сервисов наблюдается явная тяга к перезапуску культовых проектов. Подобная погоня за ностальгией вполне логична: каталог Disney+ уступает тому же Netflix не «в одну калитку» в основном за счет вселенных Marvel и «Звездных войн» (и значительно реже — благодаря уникальным шоу). Тем временем ремейки оригинальных диснеевских и других хитов у студии нередко выходят провальными и причем сразу на Disney+. Здесь можно вспомнить ужасающий «Один дома» 2021 года, «Зачарованную-2» 2022-го или «Пиноккио» великого Роберта Земекиса, вышедший тогда же.

Disney+, откровенно зависимый от киновселенных, принадлежащих студии, теряет интерес аудитории и часто сталкивается с критикой. Аналитическая компания FilmTake опубликовала прогноз, в котором отметила, что стримингу категорически не хватает оригинального контента и ему необходимо найти подходящих продюсеров, которые смогут остановить плавный спад популярности Marvel и «Звездных войн». Также аналитики добавили, что студии стоит менее линейно подходить к перезапуску старых лент и выбирать ранее не использованные сюжеты.

«Люди Икс ’97», который на первый взгляд может показаться банальной эксплуатацией детских чувств миллениалов, вполне вписывается в эту потенциально успешную стратегию и, мало того, еще и в сегодняшний культурный контекст. Авторы оригинального сериала намеренно игнорировали принцип дихотомии добра и зла, сделав героев многогранными: тот же Магнето не был типичным антигероем, лишенным какой-либо логической мотивации. Кроме того, сценаристы не боялись исследовать несвойственные для жанра темы — расизм, геноцид, предрассудки, потерю близких и поиск себя. Шоу, которое несло важный социальный комментарий и отличалось увлекательным сюжетом и проработанными персонажами, стало своего рода вирусным и мемообразующим.

Стоит ли смотреть «Люди Икс ’97»?

Проект стал прямым продолжением оригинального мультсериала 1992 года. Действие шоу разворачивается после смерти Профессора Икс (Ксавьера), которое выводит из равновесия команду мутантов. Члены Института для одаренных подростков не знают, как быть дальше, а обычные люди, испуганные мятежами, боятся их способностей. Все любимые герои шоу тоже на месте: Циклоп (озвучил Рэй Чейз), Джин Грей (Дженнифер Хейл), Шторм (Элисон Сили-Смит), Росомаха (Катал Дж. Додд), Морф (Джон Пол Карлиак), Шельма (Ленор Занн), Зверь (Джордж Бьюза), Гамбит (Эйджей Локасио), Джубили (Холли Чо).

Фан-база шоу — как за рубежом, так и в России — наверняка приятно удивлена релизом. Disney+, несмотря на опасения олдскульных поклонников, сохранили стилистику первоисточника, но при этом не ориентировались только на выросших зрителей оригинального шоу. Как отмечают критики, новые «Люди Икс» — неплохая отправная точка для новичков, которая, подобно оригиналу, объединит у экранов самые разные поколения. И хоть продолжение шоу не решит проблемы стримингового сервиса сиюминутно, вполне вероятно, что этот кейс станет плацдармом для более вдумчивого перезапуска других проектов.

«Люди Икс ’97» в цифрах и именах

Дата выхода: 20 марта
Страна производства: США, Южная Корея
Режиссеры: Джейк Касторена, Чейз Конли
Сценаристы: Бо ДеМайо, Стэн Ли, Джек Керби
Жанр: мультфильм, фантастика, фэнтези, боевик, приключения

Как перезапуск «Людей Икс» может решить проблемы Disney?

Мы неслучайно сказали о проблемах Disney+, но все же давайте по порядку. Потоковый сервис The Walt Disney Company, начавший работу в 2019 году, довольно быстро завоевал свою аудиторию и этому способствовали два фактора. Во-первых, в прошлом десятилетии американцы стали отказываться от традиционного платного телевидения, выбирая стриминги. А во-вторых, пандемия COVID-19 и вынужденная изоляция вынудили зрителей по всему миру больше времени уделять просмотру контента в сети. Уже к марту 2021 года подписка на Disney+ была у 100 млн человек.

Однако распространение коронавируса также поставило на паузу съемки новых проектов студии. Отсутствие релизов привело к тому, что новые пользователи стали менее охотно присоединяться к платформе. Из майской отчетности Walt Disney того же года известно: аудитория сервиса увеличилась лишь на 8,7 млн пользователей, хотя в предыдущем квартале прирост составил 21,2 млн человек.

Впрочем, к 2022 году ситуация выровнялась, уникального контента стало больше, а сервис сравнялся по числу пользователей со стриминговым королем Netflix (221 млн против 220,6 млн). И это неудивительно: там выходили крайне успешные «Мандалорец», «Локи», «Ванда/Вижн» и другие проекты. Но, несмотря на оптимистичные результаты, компания Disney из года в год тратила на контент в полтора, а то и в два раза больше средств, нежели конкурент.

Таким образом, миллиардные затраты не окупались, а метрические данные, свидетельствующие о превосходстве Disney+, были не более чем красивой цифрой. В том же году совет директоров Disney уволил генерального директора Боба Чапека и нанял на его место бывшего руководителя The Walt Disney Company Боба Айгера. Новый CEO увеличил стоимость подписки, решился на ряд увольнений и запустил несколько партнерских коллабораций (например, с Uber).

К 2024 году Disney+ находится все еще в турбулентном, но уже более стабильном финансовом состоянии. Увеличение цены подписки привело к сокращению количества пользователей более чем на 1 млн человек в последний квартал прошлого года. При этом Disney+ удалось снизить убытки от бизнеса аж на $300 млн. По словам гендира Айгера, к концу 2024-го потоковый сервис планирует сэкономить компании порядка $7,5 млрд и, наконец, выйти в плюс. Так это или нет, — узнаем позднее. А пока наслаждаемся новыми «Людьми Икс».

Никита Прунков