Clemens Bilan/EPA
Clemens Bilan/EPA
теракт в «Крокусе»

Оттепели (не) быть: как теракт в «Крокусе» изменит отношения России и западных стран?

Эксперты полагают, что заявления иностранных государств — скорее символические жесты, чем конкретные предложения о сотрудничестве

После теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» ряд западных государств выразили россиянам слова соболезнования и солидарности. Более того, на Западе заговорили о возможном возобновлении сотрудничества РФ в сфере борьбы с международным терроризмом. Означает ли это грядущую оттепель в отношениях России и западных стран? Разбираемся в нашей статье.

Как Запад отреагировал на теракт в «Крокусе» и кто предложил РФ сотрудничество?

В первые дни после теракта ряд западных государств выразили свои соболезнования россиянам в связи с трагедией в подмосковном Красногорске. В их числе: США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Испания, Ирландия, Португалия, Польша, Бельгия, Австрия, Дания, Чехия, Швейцария, Швеция, Молдавия, Финляндия и многие другие страны.

Некоторые главы государств осудили теракт и выразили соболезнования лично. В частности, канцлер ФРГ Олаф Шольц указал, что его мысли — «с семьями жертв и всеми пострадавшими», а президент Франции Эммануэль Макрон выразил солидарность «с российским народом».

В пресс-центре МИД РФ открыли траурную книгу соболезнований, в которой главы иностранных посольств оставили слова сочувствия россиянам. Известно, что от западных государств это сделали посол США в РФ Линн Трейси и поверенный в делах Великобритании в России Том Додд. Кроме того, в официальный день траура по погибшим посольства Америки, Британии, Германии, Нидерландов, Словакии, Венгрии и Болгарии в Москве приспустили флаги.

Посольство РФ в Берлине. Фото: Clemens Bilan/EPA
Посольство РФ в Берлине. Фото: Clemens Bilan/EPA

Также в стороне не остались лидеры НАТО, ОБСЕ и Европейского союза. Так, председатель Евросовета Шарль Мишель подчеркнул, что гибель «невинных людей где бы то ни было — это человеческая трагедия», а верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил о необходимости «сохранять твердое единство» мира в борьбе с терроризмом.

Генсек Интерпола Юрген Сток, со своей стороны, выразил готовность оказать поддержку России в расследовании теракта. «Нападение на “Крокус Сити Холл” было ужасным актом против невинных жителей. Наши мысли с жертвами, их семьями и друзьями», — добавил он.

Далее западные лидеры стали говорить о возобновлении сотрудничества с РФ по противодействию терроризму. Первым среди прочих был Макрон: французский президент предложил РФ «укрепить» контакты в этой области, поскольку, с его слов, ветвь ИГ «Вилаят Хорасан» (обе организации признаны террористическими и запрещены в России), взявшая на себя ответственность за теракт в «Крокусе», планировала подобные атаки и во Франции.

Далее новые контакты с РФ по борьбе терроризмом допустили в Евросоюзе. Представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил: «Если бы Россия выступила с предложением, заслуживающим доверия, которое имеет рациональные основания, соответствует международному праву, тогда ЕС, наверное, не отказал бы». При этом он отметил, что «очень трудно представить, что могло бы стать основой сотрудничества».

Какие страны скептически настроены по контактам с Россией?

В день теракта в «Крокусе» глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис опубликовал пост в Х с призывом: «Давайте не терять концентрацию». Чиновник не объяснил, что именно имел ввиду, но можно предположить, что он обратился к европейским коллегам, которые массово стали осуждать трагедию и выражать соболезнования, напомнив им о продолжающемся конфликте на Украине.

В США, изначально осудивших теракт и назвавших терроризм «общей угрозой», отказались от расширения контактов с РФ. Координатор Совета нацбезопасности по стратегическим коммуникациям Джон Кирби, отвечая на вопрос, не станет ли трагедия триггером для «более тесного сотрудничества» России и Соединенных Штатов в области безопасности, заверил, что Вашингтон этого не планирует.

Кирби отметил, что Штаты предупредили РФ о готовящейся атаке, поскольку «были обязаны сделать это». Так чиновник намекнул, что Москва и Вашингтон могут сотрудничать лишь в области обмена информацией. Это подтвердил на том же брифинге представитель Госдепа Мэттью Миллер: «Мы, конечно, предоставим, если у нас будут разведданные о потенциальных атаках, информацию российскому правительству, точно так же, как мы предоставляем ее правительству Ирана, с которым у нас глубокие и давние разногласия».

В этой позиции Белого дома официальный представитель МИД РФ Мария Захарова усмотрела «демонстративное аморальное поведение». «[Оно] стало “новой нормальностью” в либеральных демократиях», — отметила она. На ту же тему высказался и посол России в США Анатолий Антонов. Дипломат указал, что решать проблему терроризма «необходимо сообща», а значит, «если американцы не хотят с нами сотрудничать, то мы, как я сказал, бегать за ними не будем».

Изменятся ли отношения России и Запада после теракта?

Такие трагические события, как теракт в «Крокус Сити Холле» ожидаемо не могут остаться без реакции международного сообщества, отметил эксперт КГ «Полилог» Александр Хазариди. В разговоре с «Постньюс» политолог выразил уверенность: говорить о возобновлении партнерства между РФ и Западом не приходится даже «после слов представителя ЕС».

Во-первых, такие высказывания — по-большей части разовые акции. Во-вторых, дипломат сказал, что это Россия должна выступить с предложением, а не наоборот. А это явный маркер «символического жеста» со стороны Евросоюза.

一 Александр Хазариди, политолог

При этом не исключено, что РФ и «конкретные правительства стран Европы» могут возобновить отношения, хотя бы «по теме борьбы с терроризмом», отметил Хазариди. «Уже есть заявление Макрона, где он рассказал, что Париж и Москва контактируют как на техническом, так и на министерском уровнях. Так что шаг в эту сторону сделан», — резюмировал он.

Оттепели также не ожидает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов. В комментарии «Постньюс» он подчеркнул: «для начала Россия должна определить заказчиков трагедии».

В настоящее время есть все основания полагать, что те страны Запада, которые высказывали после трагедии вроде как разумные вещи, на самом деле окажутся основными реципиентами этого теракта. Не так много государств в мире, которые обладают ресурсами по организации подобного рода атак, и в этом отношении совершенно удивительно, что США и Великобритания сваливают всю вину на ИГ.

一 Денис Денисов, политолог

Эксперт убежден, что версия с радикалами и их причастностью к теракту «слабо выдерживает даже самую поверхностную критику», поскольку в России про ИГИЛ и ее ячейки «ничего не слышали уже несколько лет — в широком понимании». По мнению Денисова, западные страны не случайно настаивают на причастности ИГ.

«На Западе пытаются отвести внимание от Украины и возможной связи террористов с Киевом. Кроме того, соболезнующие страны не могут говорить что-то иное по теракту, потому что иначе они могут наткнуться на непонимание своего населения. Мы прекрасно знаем, что во множестве западных государств обычные люди сочувствуют России, помня, что когда у них бывали подобные трагедии, российский народ выказывал ту же сочувствующую позицию», — пояснил он.

Говоря о возможном сотрудничестве, стоит отметить, что «мяч на стороне таких государств, как США», продолжил Денисов. «Если бы Запад всерьез был заинтересован в возможных контактах и возобновлении конструктивных отношений, то это были бы не символические заявления, а конкретные предложения к диалогу (будь то по стратегической стабильности, региональной безопасности или урегулированию конфликта на Украине). Но этого нет и, видимо, в ближайшее время не будет», — заключил эксперт.

Даже в отношении спецслужб возобновление сотрудничества РФ и Запада «выглядит сомнительным», считает эксперт Центра развития «НОВАЯ ЭРА» Артем Берлиц. В беседе с «Постньюс» политолог указал, что западные и российские службы «в принципе никогда не заходили дальше обмена информацией в вопросах совместной борьбы с терроризмом».

С 2014 года даже такие формы взаимодействия стали реализовываться еще реже. В 2015 году Путин поднимал вопрос о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, когда он предложил создать международную коалицию, но эту идею Запад встретил весьма холодно.

一 Артем Берлиц, эксперт Центра развития «НОВАЯ ЭРА»

В нынешней ситуации, уверен Берлиц, стоит обратить внимание на два «момента». Во-первых, заявления главы ФСБ Александра Бортникова о причастности Британии и США к теракту только подкрепляют «современные политические противоречия», препятствующие конструктивному диалогу. Во-вторых, если бы страны были готовы сотрудничать, то они не ограничились передачей спецслужбам РФ «сведений общего характера».

«Пока одни, как минимум, не хотят сотрудничать, а другие подозревают первых в причастности к теракту, вряд ли можно говорить о какой-то “оттепели”. В условиях острого политического конфликта доверия между противниками быть не может», — полагает эксперт.

Ближайшим окном возможностей для выхода из текущей «колеи» станет окончание СВО, уверен Берлиц. «Пока, к сожалению, политические противоречия мешают конструктивности, заставляя играть в “горячую картошку”, где две стороны бросают друг другу жесты вроде: “мы готовы сотрудничать, но они не хотят”», — резюмировал политолог.

еще по теме
Пять вопросов, которые остались после теракта в «Крокус Сити Холле»
От взрыва башен-близнецов до Брейвика: самые громкие теракты XXI века
Из школьников в террористы: как вербуют российских детей
Эльнара Синютина