Из школьников в террористы: как вербуют российских детей
После теракта в «Крокусе» в сети активизировались вербовщики. Они пишут российским школьникам и предлагают совершить теракт за несколько сотен тысяч рублей, а в случае отказа угрожают ребенку и его семье. Почему вербуют именно детей и как защитить подростков от провокаторов — разбираемся вместе с психологом.
Как происходит вербовка детей?
После трагедии в «Крокусе» российские школьники стали массово получать сообщения в социальных сетях и мессенджерах с предложением устроить теракт в разных регионах. «Если вы готовы прикоснуться к этому миру, просто скажите “да”. Наша следующая цель — Химки, Балашиха, будем проводить теракты в крупных торговых центрах», — пишут неизвестные.
Взамен вербовщики предлагают школьникам финансовое вознаграждение от 300 тыс. до 2 млн руб., новые документы и жилье после пересечения границы. Часть денег обещают выдать авансом, а в случае отказа угрожают физической расправой: «Ты очень об этом пожалеешь», «Пострадаешь не только ты, но и твои родственники», «Не выкобенивайся, а то твоей маме завтра голову отрубят за углом», «Если не согласишься, я тебя лично убью».
Почему вербуют именно детей?
Специалисты по информационной безопасности МВД России объяснили, что склонить детей и подростков к террористической деятельности намного легче, чем заставить сделать нечто противозаконное взрослого человека. Причин для этого много: личностная незрелость, отсутствие жизненного опыта, излишняя эмоциональность и импульсивность, желание проявить себя и почувствовать свою принадлежность к группе, а также непонимание глубинных политических процессов.
В беседе с «Постньюс» детский психолог Наталья Наумова объяснила, что вербовщики чаще ищут подростков, неудовлетворенных жизнью — например, из-за непринятия коллективом и непонимания со стороны родителей. Поскольку такой ребенок находится в нестабильном эмоциональном состоянии, им проще манипулировать.
Такому ребенку может казаться, что терять уже нечего, все равно его не любят, не понимают и не поддерживают. А тут у него есть возможность заработать достаточно большую сумму денег и доказать что-то родителям и одноклассникам.
一 Наталья Наумова, детский психологТакже Наумова объяснила, что предметом для манипуляции может стать агрессия ребенка по отношению к более обеспеченным людям (к тем, что ходят на концерты и гуляют по ТЦ), потому что «они могут позволить себе больше, чем он». Вербовщики находят какую-то «слабину и таким образом управляют ребенком и его мотивацией», отмечает эксперт.
Подростки, находясь в нестабильном эмоциональном состоянии из-за материальной или психологической неудовлетворенности, могут сделать поспешный неправильный вывод.
一 Наталья Наумова, детский психологДля подростков свойственно вести свои страницы открыто. Молодые люди чаще публикуют персональную информацию в соцсетях и активно высказывают свою политическую позицию, что позволяет провокаторам «свободно собирать интересующие их данные и еще на этапе планирования “вербовки” анализировать личные страницы потенциальных жертв», отмечают в МВД. Из-за этого на школьников проще воздействовать при помощи психологических манипуляций, пропаганды, прямых угроз и шантажа.
Наумова также объяснила, что молодые люди могут попросту испугаться, что с ними или их родственниками что-то случится. Так, злоумышленники «ставят детей в безвыходную ситуацию и склоняют к преступлению».
Как распознать, что ребенок под влиянием экстремистов, и защитить его?
Детский психолог рекомендует в первую очередь обратить внимание на то, не стал ли ребенок более нервным и возбужденным. Повышенная нервозность может быть первым «тревожным звоночком» к тому, что подросток все-таки решился на преступление.
Наумова рекомендует обращать внимание на то, как ребенок разговаривает: не стал ли он грубее, не замкнулся ли в себе. Если вы точно видите, что подросток вынашивает какой-то план, важно «растопить холод в отношениях и уделить ему внимание».
Выстраивайте доверительные отношения. Поменьше критики и нравоучений и побольше поддержки и принятия — тогда дети не будут вестись на такие предложения и своевременно все расскажут, придут за советом. Только так получится предотвратить подобные трагедии.
一 Наталья Наумова, детский психологЕсли ребенку написали и он об этом рассказал, Наумова рекомендует спокойно обсудить с ним ситуацию. Нужно помочь ему понять, каковы будут последствия того или иного решения, как это отразится на его жизни и на жизни других семей. «Нужно, чтобы подросток смог посмотреть с разных сторон на происходящее и принять верное взвешенное решение», — пояснила эксперт.
Если родители узнали, что подростку написали, а информацией он не поделился, нельзя начинать разговор с претензий. Лучше преподнести это так, будто с похожей ситуацией столкнулся ребенок коллеги, и поинтересоваться, не приходило ли вашему ребенку подобное.
Далее вне зависимости от ответа ребенка нужно поинтересоваться, как бы он поступил в такой ситуации. Необходимо вывести подростка на разговор и помочь ему без давления и нравоучения осознать все и сделать верный вывод.
一 Наталья Наумова, детский психологЕсли ребенок начал соглашаться, а у родителей самостоятельно не получается его переубедить, важно обратиться к специалистам: психиатру или психологу. Первый может прописать препараты, если увидит показания к медикаментозному лечению, второй — поможет ребенку сконцентрироваться, научиться грамотно мыслить, сопоставлять риски, расставлять приоритеты и делать правильные выводы.
Подростку Наумова рекомендует не молчать и сразу же рассказать о сообщениях родителям или людям, которым он доверяет — бабушке, классному руководителю или преподавателю секции. Переписку со злоумышленником лучше вообще не продолжать и заблокировать написавшего. Поскольку чем меньше подросток будет в диалоге с преступниками, «тем сохраннее и спокойнее ему будет внутри».
Самое главное — не бояться. Важно, чтобы подросток осознавал, что все эти угрозы носят характер психологический манипуляции. Дать отпор — вот верное решение!
一 Наталья Наумова, детский психолог