Условно пожизненное: что ждет террористов из «Крокуса» и смогут ли они когда-либо выйти на свободу?
За последние четверть века всех исполнителей терактов в России ждала одинаковая участь — их или ликвидировали во время штурма, или приговаривали к пожизненному заключению. Скорее всего, такой же приговор по итогу вынесут и тем, кто устроил стрельбу в «Крокус Сити Холле». При этом по российским законам даже осужденные пожизненно могут подать прошение об условно-досрочном освобождении (УДО). Как устроена высшая мера наказания в России и что ждет террористов — в нашем материале.
Что такое пожизненное заключение?
Это высшая мера наказания, которая существует в российском законодательстве. В нормативных актах СССР такой меры не было: суды не могли назначать пожизненное заключение как меру наказания — его использовали только в качестве альтернативы при помиловании приговоренных к расстрелу и замене приговора на тюремный срок. Как самостоятельный вид наказания пожизненное лишение свободы появилось только в 1996 году, но снова как альтернатива смертной казни. Приговаривать к пожизненному в России стали только летом 2004 года.
За что в России приговаривают к пожизненному заключению?
В Уголовном кодексе нет каких-то отдельных статей, за которые суд может назначить только пожизненный срок, потому что это высшая мера наказания за совершение особо тяжких преступлений. Так, в России могут назначить пожизненное за преступление против половой неприкосновенности детей, за предумышленное убийство с отягчающими обстоятельствами, за создание и руководство преступного сообщества, за посягательство на жизнь государственного деятеля.
Также пожизненное заключение в России дают за государственную измену, за диверсии по всем террористическим статьям от вербовки и приготовлении до непосредственно совершении теракта.
Кого не могут приговорить к пожизненному заключению?
В России есть всего три категории граждан, которых по закону не могут приговорить к подобной мере. Это женщины любого возраста, несовершеннолетние (при условии совершения преступления до наступления 18-летия), а также мужчины, которым на момент вынесения приговора исполнилось 65 лет.
Какие в России есть тюрьмы пожизненного заключения?
Весь срок заключения осужденные проводят в колониях особого режима. Их в России семь:
- ИК-18 «Полярная сова», п. Харп, Ямало-Ненецкий АО;
- ИК-5 «Вологодский пятак», остров Огненный, Вологодская обл.;
- ИК-1 «Мордовская зона», п. Сосновка, респ. Мордовия;
- ИК-6 «Торбеевский централ», п. Торбеево, респ. Мордовия;
- ИК-2 «Белый лебедь», г. Соликамск, Пермский край;
- ИК-6 «Черный дельфин», г. Соль-Илецк, Оренбургская обл.;
- ИК-6 «Снежинка», п. Эльбан, Хабаровский край.
Все семь колоний — действующие. Однако, по официальной статистике ФСИН, по состоянию на 1 января прошлого года функционировали только шесть из них. Вероятно, одна из колоний временно не действует.
Как отбывают наказание осужденные на пожизненное?
После вступления приговора в силу осужденные не менее 10 лет проводят в строгих условиях отбывания. Там их размещают в помещениях камерного типа, как правило, не более чем по два человека (но при угрозе жизни и безопасности осужденных их могут содержать в одиночных камерах). Если за это время время заключенный не совершил никаких дисциплинарных проступков, его переводят на обычный режим, а еще через 10 лет в случае примерного поведения — в облегченный.
Отличаются условия содержания не сильно. Тюрьма особого режима в любом случае функционирует по более строгому распорядку: осужденным нельзя лежать на кровати в дневное время, гуляют они по маленькому бетонному дворику только покамерно, а общение с другими заключенными запрещено.
С 2017 года осужденным на пожизненное заключение разрешено по два краткосрочных и одному длительному свиданию в год. Краткосрочные свидания — возможность пообщаться с близкими через пуленепробиваемое стекло. При длительном свидании они могут провести три дня в специальной комнате, расположенной на территории колонии.
Может ли осужденный пожизненно выйти по УДО?
Согласно ч. 5 ст. 79 Уголовного кодекса России, такая возможность действительно есть. Осужденный на пожизненное имеет право подать прошение об условно-досрочном освобождении не раньше, чем через 25 лет заключения. При этом как минимум три года до этого за ним не должно числиться никаких нарушений порядка отбывания наказания.
При этом важно понимать, что право подать прошение об УДО даже при идеальном поведении не равно хоть какой-то гарантии, что суд удовлетворит ходатайство. Если суд отказывает в УДО, то следующее прошение пожизненно-осужденный может подать не раньше, чем еще через три года.
В России часто выпускают по УДО пожизненно осужденных?
Нет, это исключительная ситуация. Фактически только два заключенных за всю историю современной России смогли добиться условно-досрочного освобождения.
В 2018 году стало известно о первом заключенном в истории «Полярной совы», который смог выйти на свободу. Речь об Анваре Масалимове, которого приговорили к расстрелу за убийство с особой жестокостью и расчленение жертвы с отягчающим обстоятельством — он был признан «опасным рецидивистом» (до этого Масалимов уже отсидел 15 лет за другое убийство). В 1998 году его помиловали, заменив расстрел пожизненным заключением, а в 2018 году его выпустили на свободу. Суд в качестве причины назвал «принятие закона, улучшающего положение осужденного», однако в материалах дела есть указание, что вышел он именно по УДО.
Вторым стал Андрей Быков, которого в 1999 году приговорили к пожизненному за тройное убийство вместе с сообщниками в состоянии алкогольного опьянения. Однако даже он получил УДО только после того, как в 2010 году добился в Верховном суде пересмотра дела. Из его приговора убрали два пункта и изменили приговор на 20 лет колонии. В итоге Быков был переведен из колонии особого режима «Белый лебедь» в колонию строгого режима, откуда уже вышел по УДО через два года.
Еще пятеро осужденных пожизненно также смогли выйти на свободу, но в основном им помогло изменение законодательства: сначала их приговаривали к смертной казни, затем заменяли ее на пожизненное после введения моратория на расстрел, а потом и вовсе пересматривали приговоры.
Дело в том, что в Уголовном кодексе РСФСР было понятие «особо опасный рецидивист» и это выступало отягчающим обстоятельством, из-за которого осужденного могли приговорить к высшей мере наказания. Например, этот пункт применяли, если человек два раза в состоянии опьянения убивал своего собутыльника или случайного прохожего. В УК РФ такого понятия нет, поэтому за убийство без отягчающих обстоятельств таким преступникам назначают порядка 10 лет колонии.
Могут ли террористы из «Крокус Сити Холла» выйти на свободу?
С почти стопроцентной вероятностью можно сказать, что нет — ни один суд не удовлетворит ходатайство об их условно-досрочном освобождении. К осужденным по террористическим статьям в России в целом наименее лояльное отношение, равно как к преступникам, осужденным за педофилию.
Правозащитник и бывший судья Владимир Комсолев в беседе с «Постньюс» поясняет, что сейчас одним из оснований для помилования осужденного может стать заключение военного контракта с Вооруженными силами. Но этим правом не могут воспользоваться осужденные по статьям о педофилии и по террористическим статьям — амнистии по таким преступлениям не предусмотрено.
Кроме того, правозащитник отмечает, что после теракта в «Крокус Сити Холле» и новой волны обсуждения снятия моратория на смертную казнь, вполне возможно, что запрет действительно могут снять, и в первую очередь как раз для террористов.
Поэтому вероятность того, что участникам нападения на «Крокус» одобрят условно-досрочное освобождение из колонии, нулевая. Скорее, напротив, есть основания говорить об ужесточении приговора и о вероятном применении к ним высшей меры наказания — смертной казни.
Эксперт консалтинговой компании IP IT BOX Эржена Нимаева считает немного иначе. В беседе с «Постньюс» она пояснила, что закон не имеет обратной силы: если сейчас власти примут решение снять мораторий на смертную казнь, оно не будет распространяться на террористов из «Крокус Сити Холла». Их могут судить только по тем законам, которые действовали на момент совершения преступления.
Даже если бы мораторий сняли на следующий день после теракта в «Крокусе», он бы все равно не распространялся на тех, кто его устроил. Согласно российскому праву, новый закон можно применить к подсудимому исключительно в том случае, если этот закон улучшает его положение.
Кроме того, эксперт отметила, что небольшой шанс выйти на свободу у террористов все же есть (но, разумеется, не у всех). Дело в том, что расследование только началось и установить организаторов и главных заказчиков еще только предстоит. Поэтому кто-то из обвиняемых может попытаться заключить со следствием соглашение о сотрудничестве, в ходе которого они обязуются сообщить ценные сведения.
Если прокурор удовлетворит ходатайство о сотрудничестве со следствием, а суд затем посчитает полученные данные действительно ценными, подсудимому, согласно ч. 4 ст. 62 Уголовного кодекса вместо пожизненного (или смертной казни) назначат срок до 20 лет лишения свободы.