Эрдоган теряет власть? На что повлияет победа турецкой оппозиции на местных выборах
В Турции завершились муниципальные выборы. По предварительным результатам, оппозиционная партия обошла правящую фракцию в большинстве городов, в том числе крупнейших Анкаре, Стамбуле и Измире. На что повлияют итоги голосования? Рассказываем в нашей статье.
Как завершились местные выборы в Турции?
1 апреля в Турции завершились муниципальные выборы, которые впервые за последние 20 лет выиграла оппозиционная Народно-республиканская партия. Фракция получила руководство над 35 городами, включая крупнейшие Анкару, Стамбул и Измир, в то время как правящая Партия справедливости и развития одержала верх в 24 муниципалитетах.
Еще 10 кресел мэров достались прокурдской Демократической партии и восемь — Партии националистического движения. Оставшиеся четыре города распределились между Новой партией благоденствия, Партией великого единства и Хорошей партией.
Один из лидеров оппозиции Экрем Имамоглу сохранил свой пост мэра Стамбула, который он занимает последние несколько лет. Как пишет The Guardian, результаты прошедших выборов закрепили за ним статус главного соперника действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
«Имамоглу добился большего, чем просто победил: он обошел провластного кандидата с большим отрывом. Эта победа сделала его в глазах многих сторонников оппозиции наиболее вероятным претендентом на пост следующего президента Турции», — говорится в публикации.
Выступая на митинге в Стамбуле перед своими сторонниками, Имамоглу заявил, что в стране наступает «рассвет новой эры». «Мы делаем первый шаг к Турции, где процветают демократия, свобода, равенство, рациональность, наука, любовь и солидарность» — сказал он.
Именно сохранение контроля над Стамбулом было негласной и одновременно важнейшей предвыборной задачей всего оппозиционного блока. Во-первых, долгие годы город остается экономической и туристической столицей страны. Во-вторых, победа Имамоглу стала символом победы над Эрдоганом, который возглавлял Стамбул в 90-х.
Проигрыш правящей партии не стал неожиданностью для востоковеда Самвела Шахбазяна. В комментарии «Постньюс» эксперт отметил, что у оппонентов Эрдогана всегда были сильные позиции в крупных городах, где проживают обеспеченная элита и средний класс.
«Нынешняя внешнеполитическая атмосфера в Турции выстроена так, что большинство граждан готовы видеть во власти кого угодно, только не Эрдогана и его соратников. Будет верно предположить, что многие голосовали за оппозицию даже не столько из лояльности к ним, сколько из недоверия к партии Эрдогана», — пояснил он.
Ранее президент Турции назвал предстоящие муниципальные выборы последними для его политической карьеры. «Для меня это финал. Эти выборы — мои последние выборы в рамках полномочий, предоставленных законом. Но полученный результат станет благословением для моих братьев, которые придут после меня. Произойдет передача доверия», — посетовал Эрдоган.
Как на результаты отреагировал Эрдоган и почему они были для него важны?
Эрдоган, выступая перед своими сторонниками после закрытия избирательных участков, заявил, что его партия «потеряла высоту» по всей стране, но власти не смогут проигнорировать волю народа. При этом политик выразил уверенность, что результаты голосования показали — у демократии наступили «критические дни».
Нация передает свое послание властям через урну для голосований. Независимо от результатов победителем этих выборов станет наша демократия, все 85 млн человек, вне зависимости от их политических взглядов.
Мы не будем игнорировать решение нашей нации, не будем действовать против ее воли и ставить ее под сомнение. Как правительство мы продолжим поддерживать всех избранных чиновников в их работе на благо своих городов, как мы поступали до сих пор.
一 Реджеп Тайип Эрдоган, президент ТурцииКроме того, глава государства подчеркнул, что он и его правящая коалиция готовы в ближайшие месяцы исправить все допущенные ошибки, которые привели к проигрышу местных выборов. «У нас впереди около четырех-пяти лет для этого. За это время, если мы ошибемся, мы это исправим. Если у нас будут какие-то недочеты, мы их устраним», — заверил он.
Политик лишь на словах признал поражение, уверен Шахбазян, а мириться с переходом власти к оппозиции он не собирается. Востоковед отметил, что местные выборы были для него не менее важными, чем президентские.
Несмотря на то, что муниципальные выборы в большинстве стран редко оказывают влияние на внутриполитические процессы, исход битвы за Анкару и Стамбул возымеет решающее значение для будущего всей Турции.
Политическая карьера Эрдогана началась с его избрания мэром Стамбула в 1994 году, и в 2019 году политик говорил: «Тот, кто выиграет Стамбул, выиграет всю Турцию». Так что потеря этого города безусловно символизирует падение репутации коалиции президента.
一 Самвел Шахбазян, востоковедНа фоне первых предварительных сообщений о победе оппозиции на выборах в Турции стали расти подозрения, что Эрдоган будет стремиться продлить свой президентский срок после 2028 года. Однако его администрация поспешила это опровергнуть: Анкара не планирует проводить досрочные выборы главы государства.
«Турция будет проводить политику реформ во всех областях в течение четырехлетнего периода без выборов до 2028 года. Президент Эрдоган под своим руководством приведет Турцию к переходу на новый этап, к независимой и сильной стране. Ни у кого не должно быть в этом никаких сомнений», — отметил советник Эрдогана Мехмет Учум.
Как итоги местных выборов изменят Турцию?
Несмотря на результат, победа оппозиции не окажет серьезного влияния на общий курс страны в ближайшие годы, уверен Шахбазян.
Противники Эрдогана довольно долго руководят Измиром, Стамбулом и Анкарой, но они не влияют на внешнюю политику.
Турция — одно из тех государств, где внешний курс строится общими интересами страны, не меняющимися долгими годами. Поэтому Эрдоган все равно продолжит маневрировать между глобальным Югом и коллективным Западом, извлекая максимальную выгоду для себя.
一 Самвел Шахбазян, востоковедЭксперт уверен, что текущий президентский срок может быть последним для политика. В связи с этим Эрдоган может начать искать и интегрировать в повестку своего преемника. «Скорее всего, это будет его зять Сельчук Байрактар — совладелец и технический директор компании Baykar Makina. Большую конкуренцию ему может составить потенциальный кандидат от оппозиции, который будет иметь неплохие шансы на президентских выборах в 2028 году», — резюмировал востоковед.