Главный дикарь Голливуда: как жил, любил и страдал Марлон Брандо
3 апреля исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых величайших актеров XX века — Марлона Брандо. Он снялся в «Крестном отце», «Апокалипсисе сегодня», «Дикаре» и множестве других культовых фильмов. Брандо оставил богатое культурное наследие и стал признанным секс-символом прошлого века: его боготворили миллионы женщин, при этом сам актер слыл трамвайным хамом и нарушителем всех норм. В честь юбилея мы вспоминаем путь Брандо — от одинокого мальчика до великого актера.
Низкий IQ и склонность к бунтарству
Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года в Омахе, штат Небраска. Его отец был владельцем бизнеса по производству пестицидов, мать — актрисой. У Брандо были две сестры — все дети воспитывались в строгости. Будущий актер не раз говорил, что не мог дождаться от отца похвалы, а терпел только насмешки, холод и наказания. Мать тоже не славилась мягким характером и страдала алкоголизмом.
Я бы никогда не женился и убил бы отца.
一 Марлон Брандо в ответ на вопрос, что бы он хотел изменить в своей жизниПозже семья переехала в пригород Чикаго, где главе семейства предложили работу. В новом городе мальчика устроили в престижную школу, но учиться Брандо не очень хотел: его больше занимала молодая домработница. Ребенок сильно к ней привязался, постоянно проводил вместе с девушкой время и даже по-детски влюбился. Но в один момент она заявила, что ненадолго уезжает, и больше не вернулась. Так Марлон Брандо потерял самого близкого человека, заменившего ему мать.
В школе мальчик не отличался примерным поведением и постоянно хулиганил. Учеба ему тоже давалась плохо — директор утверждал, что у Брандо низкий IQ (всего 90), а учителя постоянно жаловались на мальчика из-за его оценок и шалостей.
При этом Брандо находил отдушину в драмкружке и в музыкальной группе, где играл на барабанах. Будущий актер также заслушивался радиоспектаклями и умело пародировал всех артистов. На школьной сцене Брандо отлично себя показывал и играл разноплановые роли: мальчик имел отличную физическую форму и мог дать отпор, поэтому не боялся играть даже женских персонажей — одноклассники его бы не засмеяли.
Но из-за сложного характера и склонности к бунтарству Брандо не слушался режиссера и поэтому редко получал роли. Такой нонконформизм он проявлял во всем: устроившись работать билетером в местный кинотеатр, Брандо перешил рабочую форму на свой вкус. За это его уволили.
Военное училище и актерский путь
Когда началась Вторая мировая война, Брандо было всего 15 лет, поэтому речи об отправке на фронт не было. Тем не менее его отец, устав от непутевого сына, решил, что тому нужно пойти учиться в военное училище. Там юного Брандо заинтересовало вовсе не военное дело: он проводил время в кинотеатре, библиотеке и на уроках английского языка, где декламировал классическую литературу.
Преподаватель был так впечатлен талантом Брандо, что написал письмо его родителям, где всячески расхваливал актерское умение мальчика и советовал отправить сына на учебу в театральное училище.
Однако отец Брандо крайне скептически отнесся к таким советам: он полагал, что настоящий мужчина должен заниматься либо бизнесом, либо военным делом. К тому же отец был старой закалки и считал всех актеров-мужчин гомосексуалами.
Я не позволю этому профессоришке сделать из моего сына гомика, тем более когда я выкладываю полторы тысячи на то, чтобы он стал настоящим мужиком. Он не будет сидеть перед зеркалом и пользоваться бабской косметикой. Он не будет педерастом, трясущим своей задницей перед публикой каждый вечер.
一 Марлон Брандо-старший об актерской профессииОднако судьба распорядилась иначе — Брандо наплевал на мнение отца и занялся актерской карьерой.
Первый успех и признание
Брандо официально дебютировал на актерском поприще в 1944 году на Бродвее, параллельно учась театральной студии в Ньй-Йорке. За роль в драме «Я помню, мама» актер получил статус «многообещающего». Спустя три года Брандо сыграл в культовой пьесе «Трамвай “Желание”» Теннеси Уильямса и получил большую известность в театральных кругах. А в 1951 году вышел одноименный фильм режиссера Элиа Казана, где Брандо также исполнил главную роль. Картина получила 12 номинаций на «Оскар», в том числе за лучшую мужскую роль.
После «Трамвая “Желания”» актер снялся еще в нескольких фильмах и к середине 50-х стал признанным секс-символом и главным красавцем Голливуда. Миллионы женщин обожали Брандо и считали его идеалом красоты, при этом не меньшее количество молодых людей видело в нем образец для подражания. А в 1953-м актер сыграл в фильме «Дикарь» Ласло Бенедека — образ отвязного мотоциклиста навсегда вошел не только в киноучебники, но и популяризовал байкерское движение и стал прообразом для многочисленных героев-бунтарей (среди них экранные персонажи Джеймса Дина и Элвиса Пресли).
Брандо был не только красивым, но и талантливым актером. Он был поклонником системы Станиславского и стал одним из первых американских артистов, работавших по этой методике. Например, в фильме «Мужчины» 1950 года он блестяще сыграл лейтенанта, получившего страшное ранение на Второй мировой войне. Чтобы лучше вжиться в эту роль, Брандо месяц пролежал в больнице для ветеранов. Своим примером он мотивировал и других артистов попробовать этот метод.
Существовал кинематограф до Брандо и после Брандо, также как живопись до Пикассо и после Пикассо, литература до Хемингуэя и после Хемингуэя и поп-музыка до Синатры и после Синатры.
一 биограф Стефан Канфер о Марлоне БрандоВ 1954-м актер снялся в драме «В порту» Элиа Казана — в фильме он сыграл грузчика, который отважно противостоит своему начальнику-гангстеру. За эту роль Брандо в 30 лет получил свой первый «Оскар» и стал на тот момент самым молодым актером, удостоенным столь престижной награды.
Скверный характер
Брандо никогда не выбирал выражений и откровенно хамил буквально всем: от режиссеров до журналистов. В интервью он мог сказать, что родился во Внешней Монголии и предпочитает на завтрак глаза газели, а потом резко спросить журналистку: «Какое белье на тебе надето сейчас?»
В целом, он жил на широкую ногу и считал, что ему позволено все: пытался переписывать сценарии, использовал съемочную группу в своих целях (однажды, например, он заставил работников организовать свадьбу для своего друга), мог заказать частный самолет, забитый шампанским, и, бросив все, улететь на вечеринку.
Самый известный скандал, связанный с Брандо, тоже произошел на съемочной площадке. Во время работы над фильмом «Последнее танго в Париже» Брандо вместе с режиссером Бернардо Бертолуччи решили снять сцену изнасилования. Юную актрису Марию Шнайдер предупредили о съемке жестокого эпизода только непосредственно перед ее началом. К тому же для яркости картинки Брандо решил сымпровизировать и вместо лубриканта, который по сюжету должен был использовать его герой, взял сливочное масло. После съемок Шнайдер говорила, что чувствовала себя максимально униженной, оскорбленной и психологически изнасилованной. К тому же многие журналисты пустили слухи, что сцена была снята с настоящим половым актом.
Падение и триумфальное возвращение
После «Оскара» к актеру выстроилась очередь из режиссеров, но он браковал сценарии один за другим. В 60-х Брандо решил попробовать себя в качестве режиссера, однако его фильм «Одноглазые валеты» успеха не получил. Также он снялся в нескольких проходных картинах, которые не понравились ни зрителям, ни критикам.
К тому же к несносному характеру Брандо добавилось чревоугодие. Актер начал стремительно поправляться: только на завтрак он съедал кукурузные хлопья, сосиски, яйца, бананы и сливки, закусывая все это горой оладьев, пропитанных сиропом. Благодаря такой «диете» очень скоро вес Брандо перевалил за 150 кг. На съемочной площадке его картины «Одноглазые валеты» даже появилась табличка: «Режиссера не кормить». А позже его жены запирали холодильник на ночь на замок, но по утрам обнаруживали, что он был взломан ломом.
Все десятилетие удача явно не сопутствовала Брандо, но в 1972 году он триумфально вернулся. Актер сыграл одну из своих самых известных ролей — дона Корлеоне в «Крестном отце» Фрэнсиса Форда Копполы — и получил еще один «Оскар». Образ вышел настолько ярким, что его полюбили буквально все: от простых зрителей и кинокритиков до самых настоящих мафиози.
Далее последовал еще один успех. В том же 1972-м вышел фильм «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. В скандальном фильме никто не хотел сниматься: от роли отказались Ален Делон, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо (он и вовсе посчитал картину порнографической). А Брандо согласился и не прогадал — после выхода «Последнего танго» актер окончательно закрепил за собой статус величайшего артиста поколения и попал на обложку журнала Time.
Последней крупной ролью Брандо стал полковник Курц в «Апокалипсисе сегодня» Копполы — второстепенный персонаж, по мнению критиков, стал отражением самого Брандо, который якобы произносил монологи на съемках экспромтом, вкладывая в слова свои собственные переживания.
Женщины, женщины и еще раз женщины
Брандо привлекал женщин не столько своей внешностью, сколько бешеной харизмой и энергетикой. Красавец-бунтарь олицетворял собой рокового мужчину, которого вожделели и одновременно побаивались сотни красоток. Его страстные увлечения были многочисленны: он крутил романы с Мэрилин Монро, Джеки Кеннеди, Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Авой Гарднер (Брандо соблазнил жену Фрэнка Синатры, за что был сильно избит) и другими дивами.
К концу жизни Брандо был трижды женат, трижды разведен и имел 11 детей, не считая приемных. Последней его супругой стала Тарита Териипия, с которой актер познакомился на кастинге фильма «Мятеж на “Баунти”» (1962). Брак продлился 10 лет. После расставания Териипия уехала на Таити, где растила двоих совместных детей, которых актер практически не навещал. При этом даже после развода Марлон признавался Тарите в чувствах и называл своей единственной любовью.
Судьба большинства детей Брандо сложилась не очень удачно. Кто-то из них был просто обделен отцовской заботой, а кто-то столкнулся с серьезными бедами: так, один из сыновей отсидел срок за убийство и в итоге умер от пневмонии, а дочь страдала от шизофрении и покончила с собой. Все эти трагедии как будто логично продолжают в жизненный путь Брандо, в котором было и место жестокости родителей, которую он перенес и на своих детей, и погоня за любовью, и ненахождение счастья в объятиях многочисленных женщин.
Закат карьеры и смерть
В 1980 году Брандо объявил, что уходит из кино. Однако он все равно продолжил появляться на экране во второстепенных ролях. В 1989 году вышел фильм «Сухой белый сезон», за участие в котором Брандо в последний раз был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Заключительной картиной в фильмографии актера стал «Медвежатник» 2001 года.
В последние годы актер страдал от ожирения (он весил 136 кг). Из-за сахарного диабета у него ухудшалось зрение и развились серьезные проблемы с печенью. Марлон Брандо скончался 1 июля 2004 года от дыхательной недостаточности.
Легенду киноэкрана можно охарактеризовать одним словом. Брандо. Как Гарбо. Или Фидо. Есть только один Брандо.
一 Молли Хаскелл, историк кино