Sony Pictures Home Entertainment/YouTube
Sony Pictures Home Entertainment/YouTube

Не играть, а жить: кто из современных актеров работает по системе Станиславского

Для роли в фильме «Машинист» Кристиан Бейл похудел на 34 кг. А Роберт де Ниро «бомбил» в Нью-Йорке, чтобы лучше понять главного героя «Таксиста»

160 лет назад, 17 января 1863 года, родился Константин Станиславский — режиссер, педагог и театральный реформатор. Он разработал собственную систему, которой до сих пор пользуются актеры как театра, так и кино. Они морят себя голодом, живут в лесу и идут на другие крайности, чтобы понять своего героя и прожить его роль на сцене или экране. Рассказываем, в чем заключается знаменитый метод Станиславского, какие актеры по нему работают и за что систему критикуют.

В чем заключается система Станиславского?

Интересно, но как таковой системы нет. Станиславский пытался разобраться в самой сущности актерского мастерства и считал, что настоящий педагог должен раскрыть потенциал актера и заложить способность самостоятельно развиваться дальше. Поэтому Станиславский описывал свой метод как нечто, что лежит в самой органической природе человека — как духовной, так и физической. Задача актера — освоить ее.

Свои размышления об актерстве и принципы той самой «системы» Станиславский изложил в книге «Работа актера над собой». Сам труд довольно абстрактен, и из него сложно составить четкий свод правил. Мы попытались собрать главные идеи мастера.

Предлагаемые обстоятельства. Актер должен не просто совершать какие-то действия, а полностью прочувствовать свою роль и контекст. Например, если ему нужно сыграть героя, спешащего на поезд, то он должен задать себе вполне конкретные вопросы: какая погода на улице, почему герой опаздывает (проспал, поругался с семьей или купил билеты в последний момент), и уже от этого отталкиваться в своих эмоциях.

Личное видение героя. Для полноты образа важно представлять не только то, что говорится в тексте или показывается на сцене: куда важнее то самое «закадровое пространство» — именно оно дает глубину. Актер должен мысленно додумать мотивацию своего персонажа: как его воспитывали в детстве, были ли у него родители или он сирота, кто он по профессии и многое другое.

Сквозное действие и сверхидея. У каждого произведения есть своя идея, свой замысел. Помимо того, что актер должен раскрыть своего персонажа, все его действия должны работать на общую идею и помогать донести ее до зрителя. Без сверхидеи произведение начнет распадаться на отдельные сцены и полностью лишится смысла.

Тренинг актерских качеств. Важно до автоматизма развить базовые навыки, способствующие игре. Например, актеры на учебе имитируют подметание пола, варку кофе, глажку одежды и прочие, казалось бы, простые и бытовые вещи. Но чтобы это сделать, нужно обращать внимание и концентрироваться на своих действиях в обычной жизни.

Поэтому хороший актер постоянно наблюдает за собой и окружающими: за движениями, мимикой, манерой поведения, чтобы в дальнейшем как можно реалистичнее изобразить это на сцене. Например, если актер в реальной жизни идет на встречу с начальником и нервничает, то он должен постараться запомнить эти ощущения, чтобы после применить их в игре.

Какие современные актеры следуют системе?

Эдриан Броуди

Чтобы сыграть польского музыканта во время нацистской оккупации в фильме «Пианист» Романа Полански, Броуди пошел на радикальные шаги. Актер переехал из Штатов в Европу, бросил свою девушку (он решил, что у героя не может быть личной жизни), похудел на 13 кг за шесть недель и ежедневно по четыре часа играл на пианино.

Страдания оправдались: фильм получил множество наград, а Броуди заслуженно забрал «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Роберт Де Ниро

К системе Станиславского Де Ниро прибегал ни раз. Для культового фильма «Таксист» Мартина Скорсезе актер получил настоящую лицензию на вождение такси и две недели «бомбил» в не самых благополучных районах Нью-Йорка. Чтобы сыграть боксера в «Бешеном быке», актер набрал 27 кг, а для роли психопата Макса Кэйди в «Мысе страха» попросил дантиста сточить ему зубы, чтобы выглядеть еще более устрашающим.

В каждой роли актер был максимально убедительным. Доказательства этому — любовь зрителей по всему миру, культовый статус и многочисленные награды.

Дэниел Дэй-Льюис

Актер — большой поклонник системы Станиславского. Чтобы сыграть инвалида в драме «Моя левая нога» Джима Шеридана, Дэй-Льюис ходил в клинику для людей с церебральным параличом, а во время съемок передвигался в инвалидном кресле, ел, рисовал и писал ногой (ровно как делал его герой по сценарию). Для подготовки к другим фильмам Дэй-Льюис жил месяц в лесу, провел три дня в одиночной камере без воды, 18 месяцев учился боксу и делал немало невероятных вещей.

Какой итог? Дэниел Дэй-Льюис стал единственным актером в истории Американской киноакадемии, который трижды получил «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Кристиан Бейл

Для «Машиниста» Брэда Андерсона актер спал по два часа, похудел на 34 кг и читал книги по десять часов без перерыва, чтобы как можно больше походить на страдающего бессонницей героя. Сразу после съемок актер набрал 40 кг (не просто жира, а мышц) для роли Бэтмена в фильмах Кристофера Нолана. А для роли маньяка в «Американском психопате» Мэри Хэррон актер полностью перенял привычки своего персонажа и так же дерзко вел себя на съемочной площадке, вступая в конфликты.

Бейл тоже получил свой «Оскар», правда, пока только один. Зато его невероятную способность трансформировать тело признают все — даже мемоделы.

Хилари Суонк

Женщины в нашем списке тоже есть. Для роли трансгендера в фильме «Парни не плачут» Кимберли Пирс актриса пыталась жить как мужчина: отрезала волосы, подкладывала в штаны носок, ходила и сидела, широко расставив ноги. У нее так убедительно получалось копировать мужское поведение, что соседи Суонк решили, что к девушке приехал родственник. А для роли боксерши в «Малышке на миллион» Клинта Иствуда актриса три месяца тренировалась по шесть дней в неделю, чтобы максимально приблизиться к образу спортсменки.

Усилия снова были вознаграждены: два «Оскара» в копилке наград Суонк.

Актеры получают награды, но почему тогда систему критикуют?

Одна из причин — это вольная интерпретация. Каждый мастер учит своих учеников по-своему, и даже те, кто называет свои методики «системой Станиславского», все равно привносят в нее свое видение. Вторая причина — опасные для физического и психического здоровья попытки вжиться в роль. Подобные эксперименты явно не идут на пользу актерам.

Многие артисты считают, что совершенно необязательно идти на ухищрения для погружения в роль. Например, знаменитый Лоуренс Оливье на съемках фильма «Марафонец» наблюдал за подготовкой к роли Дастина Хоффмана (тот не мылся, не брился и не спал трое суток). Он поинтересовался, зачем так мучиться, и получил ответ, что это подготовка по системе Станиславского. На что Оливье удивленно спросил: «Мой дорогой мальчик, почему бы тебе просто не сыграть?»

Система Станиславского создавалась для театра, но позднее ее стали использовать и в кино. Однако есть принципиальное отличие: если в театре актеру достаточно погружаться в роль в течение двух-трех часов спектакля, то в кино артисты должны играть на протяжении многих смен. Кроме того, съемки часто идут не в хронологическом порядке — например, режиссер может снимать первую и последнюю сцены подряд. Получается, что актеру приходится резко менять эмоции и перегружать психику.

Но все же система Станиславского сильно повлияла на кино и стала огромным толчком для интерпретаций и развития актерского мастерства. Поэтому, в сущности, зрителю не так важно, существует ли она на самом деле и насколько близко ее воспроизводит артист. Ему остается только наблюдать за игрой и кричать: «Верю!» или «Не верю!».

━━━━━

Мария Измайлова