Диснеевские сказки и стереотипные боевики: что случилось с Гаем Ричи
12 января в российский прокат вышел новый фильм Гая Ричи «Операция “Фортуна”: Искусство побеждать». По сюжету элитный разведчик Орсон Форчун (Джейсон Стэйтем) вместе со своей командой должен остановить распространение смертельного оружия. Звучит немного избито, но когда в последний раз Ричи пытался удивить зрителя? Разбираемся, как режиссера полюбили в России и почему практически все его последние фильмы оказались проходными.
Как россияне полюбили Гая Ричи?
Самые известные фильмы Ричи — «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и «Рок-н-рольщик» — вышли в период с 1998 по 2008 года. Тогда российский зритель и влюбился в британского режиссера. Во многом на это повлиял неофициальный перевод Гоблина: мат звучал как мат, а не как приличная, но лишенная смысла аналогия, шутки были адаптированы под русскоговорящих зрителей, а едкие фразочки разошлись на цитаты.
Криминальная эстетика тоже пришлась к месту. В начале нулевых в России вышли культовые «Брат» и «Брат 2», «Бумер», «Жмурки» и «Бригада». Оказалось, что «пацаны» Гая Ричи такие же, как и наши: носят треники, кожаные куртки, ругаются, попадают в неприятности и безумно хотят денег и власти. А Джейсон Стэйтем стал чуть ли не народным героем наравне с Данилой Багровым и Сашей Белым.
После выхода кинодебюта «Карты, деньги, два ствола» западные критики назвали Ричи «вторым Тарантино»: и если у одних это звучало как комплимент, то у других, наоборот, подчеркивало его вторичность. Российской аудитории же Ричи мог напомнить Балабанова. Оба режиссера «пересобрали» народного героя: взяли простого бедного пацана, вручили ему пистолет и мысли о справедливости. Только если Балабанов смог попасть в эпоху и навсегда оставить в культурном коде образ Багрова, то Ричи не удалось провернуть подобное с британцами — они просто считают его фильмы приятным развлекательным кино.
Если посмотреть на рейтинги, то в России фильмы режиссера получают более высокие оценки, чем у западных зрителей. Тем не менее нужно признать, что раннее кино Ричи — это крепкие и достойные ленты со своим стилем, шутками и особым монтажом. Но что происходит с его фильмами сейчас? Разберем пять последних картин.
Джеймс Бонд для бедных: «Агенты А.Н.К.Л», 2015
Сюжет разворачивается в 60-х в разгар холодной войны. Агент ЦРУ Наполеон Соло (Генри Кавилл) и сотрудник КГБ Илья Курякин (Арми Хаммер) объединяются для совместной миссии: остановить международную преступную неофашистскую организацию.
Фильм получился с красивой глянцевой картинкой, стильными образами и приятным актерским составом, но не более. Герои кажутся пластиковыми: в дружбе «капиталиста» и «большевика» просматривается какая-то фальшь и натужность, а где-то и вовсе отдает «клюквой».
Есть ли в кино захватывающий сюжет, необычная развязка, классический почерк и юмор Гая Ричи? Нет. Вышел неплохой фильм на вечер с ретро-шиком (именно он и задал тон картине и вытянул общее впечатление). Но итог такой: посмотрел один раз и забыл.
Средневековая реклама: «Меч короля Артура», 2017
В центре сюжета молодой Артур (Чарли Ханнэм), который живет вместе с бандой и ничего не знает о своем королевском происхождении, пока однажды ему в руки не попадает Экскалибур и не начинает его менять.
Трейлер фильма вышел многообещающий: бодрый сюжет, те самые «клиповые» монтажные склейки от Ричи и крутая музыка. Но что кроме этого? Сам сюжет идет очень быстро, не успеваешь не только понять мотивацию персонажей, но даже запомнить их имена. Спецэффекты в фильме выглядят дешево и отдают пластмассой, при том что бюджет картины составил $175 млн.
Фильм выглядит, как растянутая версия трейлера. Кино не способно впечатлить: в нем нет ни историчности, ни глубоких персонажей, ни захватывающего сюжета — только добротная съемка и музыка. Неудивительно, что он провалился в прокате, не окупив даже затраты на производство.
Стерильная сказка: «Аладдин», 2019
Фильм продвигали как переосмысленную диснеевскую сказку с фирменным стилем Гая Ричи, хотя от авторского почерка в фильме практически ничего не осталось (разве что пара сцен в слоу-мо). Сюжет классический: Аладдин (Мена Массуд) мечтает стать принцем и жениться на Жасмин (Наоми Скотт). Тем временем королевский визирь Джафар (Марван Кензари) хочет захватить власть, но для этого ему нужно завладеть волшебной лампой с джинном (которого сыграл Уилл Смит).
Картина получилась добротной пересъемкой мультфильма, но она практически лишена индивидуальности. Создается впечатление, что сказка сделана, чтобы заработать денег на ностальгирующей публике (и это получилось — «Аладдин» стал самым коммерчески успешным фильмом Ричи, собрав в прокате более $1 млрд). Обещанное переосмысление оказалось в прыжках, ужимках и странных шутках. Весь сюжет держится только на трикстере-джинне — спасибо Уиллу Смиту.
Пацаны надели костюмы подороже: «Джентльмены», 2019
Гай Ричи решил вернуться к своему любимому жанру, но на этот раз в его поле зрения попадают не неудачники и «шестерки», а боссы криминального мира. Здесь есть все, что мы любим: Мэттью МакКонахи, стильные костюмы, тачки, пушки и брызги тестостерона.
По сюжету Микки Пирсон (Мэттью МакКонахи) — крупный игрок на наркорынке Лондона и один из главных поставщиков марихуанны. Он решает остепениться, завязать с прошлым и продать бизнес, однако ему мешает внезапный конфликт с членом китайского преступного синдиката.
Фильм получился бодрый, с узнаваемым почерком. Но если разбирать сценарий, то появляются вопросы. Хитрый лабиринт сюжета оказывается не таким хитрым, как в ранних работах. Стало меньше едких и метких цитат, не осталось грязи, все стало куда более глянцево и «вылизано». Сам Ричи будто пытается играть со зрителем и хочет показать, как ловко он строит постмодернистский сюжет. Но по итогу ничего, кроме криминальных атрибутов, в фильме нет.
Цитаты волка с пистолетом: «Гнев человеческий», 2021
Если вы можете себе представить самый классический и заезженный боевик с Джейсоном Стэйтемом, то это именно он. По сюжету в лос-анджелесскую фирму инкассации устраивается суровый мужчина. Он еле-еле сдает нормативы, но при этом на первом выезде с легкостью убивает шестерых грабителей. У него явно есть какая-то тайна, но узнаем мы о ней позднее.
Вы не отличите «Гнев человеческий» от «Перевозчика», «Механика» и других последних картин со Стэйтемом. Везде один и тот же герой с хмурым выражением лица, который изредка произносит пафосные фразы, достойные пацанских пабликов во «ВКонтакте». От Гая Ричи в фильме ничего не осталось: никакой грязи, трэша, едких шуток. Картинку мог бы вытянуть фирменный монтаж и экшн-съемка, но и их тут нет. Если хотите посмотреть хороший боевик, лучше включайте «Джона Уика».
━━━━━
Мария Измайлова