кино

Как супергероика объективизирует женщин и почему это происходит

Вспомнили историю комиксов и поняли — кажется, во всем опять виноваты мужчины…
 MARVEL Россия/YouTube
MARVEL Россия/YouTube

В начале августа на канале Disney+ вышел сериал «Женщина-Халк: Адвокат», по сюжету которого сестра супергероя получает те же способности, что и сам Халк. Проект столкнулся с яростной критикой: одни увидели в нем обратный сексизм и оскорбления в сторону мужчин, а другие, напротив, обвинили сценаристов в сексуальной объективации героини из-за ее внешнего вида. Подобные споры о том, как правильно показывать женских персонажей в комиксах, не утихают десятилетиями. Почему это происходит и когда наконец закончится? Разбираемся.

Сексуализация была в комиксах с первого дня

Существует мнение, что до современных картин Marvel и DC главными героями комиксов были мужчины, а женщины выполняли роль спутниц, которых нужно спасать. Это не совсем так — уже в 1940-м у издателя Fiction House появилась одна из первых супергероинь Фантома, а через год на страницах журналов DC дебютировала Чудо-женщина. С начала 1960-х начала выходить серия комиксов «Лига Справедливости», где Чудо-женщина заняла свое почетное место и стала популярным символом фем-движения.

ABC Television/Wikipedia
ABC Television/Wikipedia

Вскоре последовали и другие героини вроде Женщины-кошки, Шторм и Черной вдовы, однако их было намного меньше мужчин, а объединяли их не столько суперспособности, сколько специфические образы. Буквально каждая из них носила откровенные обтягивающие костюмы ( с акцентом на открытые интимные зоны ), обладала фигурой супермодели и имела идеальное красивое лицо без каких-либо изъянов.

Такая тенденция сохранилась и по сей день. Разумеется, от клишированного внешнего вида не удалось избавиться и супергероям-мужчинам — они, как правило, обладают невероятной мускулатурой, носят откровенные трико, а иногда и вовсе оголяются. Разница заключается в том, что мужчины намного реже предстают в сексуализированном ключе, тогда как репрезентация женщин постоянно смещается в сторону сексуального объекта или «дополнения» к основному герою-мужчине.

Почему авторы так относятся к женщинам?

Объяснить такую озабоченность очень просто: американские комиксы придумали мужчины со своими представлениями об идеальном (патриархальном) устройстве мира и вполне конкретными сексуальными фантазиями. Как показывает практика, принцип «секс продает» все еще работает, поэтому объективация становится хорошим подспорьем для авторов, желающих монетизировать свое творчество.

Согласно статистике, лишь 26,7% всех персонажей DC и Marvel — женщины, и только 12% из них смогли стать главными героями своего проекта. Кроме того, скиллов у супергероинь всегда меньше, нежели у мужчин: среди навыков у них превалируют интеллект, эмпатия и телепатия (что, по мнению экспертов, довольно предвзятый набор).

Еще один навык, который кинодеятели привили женщинам-героям — это сексуальная манипуляция. Ту же Женщину-кошку сценаристы сделали не просто обольстительной, но и подробно показали, как физическое влечение к девушке может послужить инструментом для достижения ее успеха. Зарубежные исследования показали: стереотипное представление о том, что главное оружие женщины — это красота или сексуальность, может быть не просто оскорбительным, но и даже вредоносным. У обычных девушек зависть к идеальным телам может вызывать комплексы и неудовлетворенность по отношению к собственной внешности.

Также закоренелый статус женщины как сексуального объекта закрепили откровенно неудачные фильмы про супергероинь. Если в качестве второстепенных персонажей они представали просто симпатичным дополнением, то сольные картины в начале нулевых оставляли желать лучшего — вспомните «Женщину-кошку» (2004) с Хэлли Берри или «Электру» (2005) с Дженнифер Гарнер. Плохие рейтинги и низкие сборы заставили кинокомпании верить, что массовой аудитории не интересны женские персонажи.

Но эта тенденция постепенно уходит

К счастью, откровенная объективация и сексуализация женщин не могла продолжаться вечно. Супергеройское кино с каждым годом становится все более массовым (и менее ориентированным на мужчин), а высказываться о проблеме начали сами участницы проектов Marvel и DC. Так, Скарлетт Йоханссон, сыгравшая Черную вдову, рассказывала, что во время съемок во второй части «Железного человека» (2010) чувствовала себя «куском мяса»: «Персонаж был слишком сексуализирован. О ней говорили так, будто бы она была чьей-то вещью или собственностью».

Киностудии прислушались к Йоханссон, борцам за социальную справедливость, да и просто фанатам, которым надоело неравенство в индустрии, и начали выравнивать ситуацию. В конце 2010-х и начале 2020-х количество и качество женских персонажей значительно увеличилось, а их образы стали более серьезными и менее откровенными.

Жанр получил брутальную «Черную вдову», законно и умеренно раздетую «Чудо-женщину» (Галь Гадот) и множество других полноценных супергероинь. А отдельный фильм про Харли Квинн (пожалуй, самого сексуализированного персонажа последних лет) вышел под оригинальным названием «Хищные птицы: Потрясающая история эмансипации Харли Квинн». Кажется, не за горами тот день, когда эта фантастическая эмансипация постигнет и всю остальную комикс-индустрию.

━━━━━

Никита Прунков