Quiet quitting: почему на работе необязательно выкладываться на полную
В сети уже несколько недель обсуждают новую стратегию поведения на работе — quiet quitting. Молодые профессионалы выполняют свою рабочую норму и отказываются перерабатывать, чтобы избежать выгорания. Разбираемся, действительно ли quiet quitting пропагандирует здоровое отношение к работе и стоит ли брать его на заметку.
В чем смысл quiet quitting?
Quiet quitting (с англ. — «тихий уход») подразумевает отказ от карьерной гонки в пользу личной жизни. Вы выполняете рабочий минимум и не проявляете излишней инициативы: не отвечаете на рабочие сообщения в выходные, не берете дополнительную нагрузку, если она не оплачивается, и так далее.
При этом quiet quitting не означает, что вы хотите уволиться, — скорее это способ избежать стресса и выгорания. Особенно сейчас, когда общество поощряет трудоголизм, а соцсети навязывают, что в вашем возрасте уже пора бы добиться успеха.
Почему эта рабочая философия стала так популярна?
The Wall Street Journal напоминает, что quiet quitting не новое явление: у каждого поколения были свои претензии к работе и своя «антирабочая» философия. Популярность нынешнего варианта во многом связана с участившимися разговорами о психическом здоровье, а также пандемией коронавируса и удаленкой, которая стерла границы между рабочей и личной жизнью. Спустя два года о quiet quitting стали говорить еще чаще, а соцсети только этому помогли (у роликов с хэштегом #quietquitting в TikTok — более 17 млн просмотров).
Актуальность подхода также может быть обусловлена снижающейся вовлеченностью сотрудников. Она падает из поколения в поколение, но зумеры и миллениалы из США показывают одни из самых низких показателей за все время исследований — 31%. Для получения таких данных специалисты, в частности, спрашивали у респондентов, имеет ли их работа цель. В России данных по возрастной вовлеченности нет, но по опросам процент среди всех работников все равно невысок — всего 19%.
Эксперты подчеркивают, что термин quiet quitting носит негативный и даже пассивно-агрессивный оттенок. Но, несмотря на это, новый тренд позитивно влияет на сотрудников, которые устанавливают более четкие границы в своей работе. «Было бы уместней, чтобы люди называли это “рациональной жизнью”, а не “тихим уходом”», — говорит Паула Аллен, руководитель компании LifeWorks.
Коуч Кори Уилкс уверен, что «тихое отстранение» идет на пользу работникам. Quiet quitting спасает от выгорания, а также помогает устанавливать личные границы и расставлять приоритеты: «Миллениалы и поколение Z выросли, наблюдая, как старшие поколения жертвовали всем, чтобы получить стабильную работу и продвижение по карьере. Но все, что они [в итоге] получили, — это вечеринка с пиццей и повышение на три процента», — рассуждает Уилкс.
Quiet quitting говорит нам о том, что в жизни есть нечто большее, чем работа, и не нужно ради нее жертвовать всем, что вам дорого. Ведь в конечном счете, на дистанции всей жизни карьера может оказаться не такой уж важной, заключает коуч.
Но все ли так хорошо с quiet quitting?
Критики говорят, что такое отношение снижает производительность сотрудников, даже если на первый взгляд кажется, что они выполняют свои рабочие обязанности. Бизнес-лидер Арианна Хаффингтон уверена, что новый тренд не пойдет на пользу ни компаниям, ни самим работникам. По ее мнению, лучше найти новою работу, наполненную смыслом и позволяющую реализоваться, чем двигаться по карьерной лестнице вполсилы.
Еще одна загвоздка quiet quitting состоит в том, что сторонники нового тренда вряд ли смогут получить повышение и профессионально развиваться. Но этот пункт важен только для тех, кто собирается чего-то добиться в своей компании. А вот людям, которые планируют недолго оставаться на рабочем месте, такая стратегия может подойти.
При этом исследователи Гарвардской школы бизнеса пришли к выводу, что «тихий уход» чаще всего связан не с тем, что сотрудники ленятся и не хотят усерднее работать. Главная причина состоит в неспособности руководителей выстраивать отношения со своими подчиненными.
Сотрудники, которые по минимуму выполняют работу, в какой-то момент работали с начальником, который подтолкнул их к quiet quitting. Из-за того, что их не ценили, они потеряли мотивацию и перестали стараться. Чтобы не допустить такого, исследователи советуют работодателям поддерживать с сотрудниками хорошие отношения, показывать им свой профессионализм и выполнять обещания.