Назад в Смуту: каким получился сериал «Казачок» и стоит ли его смотреть
31 марта в онлайн-кинотеатре Premier вышел сериал «Казачок», снятый при поддержке Института развития интернета. Проект, чей сюжет напоминает кассовый суперхит «Холоп» Клима Шипенко, рассказывает историю зависимого от девайсов зумера, который попадает в казачью станицу Смутного времени. Мы посмотрели сериал и теперь спешим рассказать, каким получился «Казачок» и стоит ли его смотреть.
Дата премьеры: 31 марта
Страна производства: Россия
Режиссер: Игорь Зайцев
Авторы сценария: Леонид Моргунов, Саид Давдиев, Сергей Светлаков, Михаил Елисеев, Роман Сергеев
В ролях: Алексей Лукин, Алексей Кравченко, Николай Шрайбер, Георгий Дронов, Виталий Кищенко, Владимир Епифанцев, Виктория Разумовская, Константин Мирошников, Алексей Макаров и др.
Жанр: приключения, комедия
Продолжительность эпизода: 24 минуты
О чем сериал «Казачок»?
Сериал начинается со знакомства с парнем по имени Степан (Алексей Лукин) — он среднестатистический школьник-нигилист, которому нет дела до родителей и уж тем более учебы. В один прекрасный день зумер, ни на секунду не вылезающий из своего смартфона, заваливает тест по истории России. Директор назначает подростку осеннюю пересдачу и настоятельно рекомендует родителям заняться образованием сына. Тот без толики стеснения прямо при учителе утверждает, что история — бесполезный предмет, а все необходимые события и даты можно за считанные секунды нагуглить в интернете.
Тогда отец (Алексей Макаров) и мать (Олеся Судзиловская) идут на радикальные по меркам Степы меры и лишают его отпуска в Турции — вместо этого парнишка отправляется в деревню к бабушке. Родители уверены, что под руководством консервативной советской женщины даже тинейджер-номофоб способен проникнуться интересом к истории. Однако перевоспитание начинается не самым удачным образом: Степа пропускает мимо ушей рассказы родственницы об их генеалогическом древе (а род Говоровых берет начало еще со Смутных времен) и отправляется на прогулку по живописным окрестностям.
И тут происходит немыслимое. После перепалки с местными пацанами Степан падает в колодец-портал, который отправляет его в прошлое — а если точнее, в 1612 год. Так, юноша оказывается в казачьей станице, где его предок Говор (Николай Шрайбер) как раз празднует свадьбу. Разумеется, Степа не верит в подлинность антуража XVII века — поначалу он всячески успокаивает себя тем, что его окружает качественная реконструкция. Но когда крымчаки нападают на селение и похищают казака Говора, настроение школьника резко меняется. Ему предстоит доказать, что он не шпион, повзрослеть и помочь новым друзьям.
Чем примечателен сериал?
Сериал «Казачок» начинается как вполне типичная история взросления упрямого парня, который должен переосмыслить свои ценности. Попав в станицу, герой знакомится с колоритными персонажами эпохи: среди них — патриархальный атаман (Алексей Кравченко), комичный поп (Сергей Фролов), хитрый казак, плетущий интриги (Максим Белбородов), Аленка (Виктория Разумовская), отвечающая в сюжете за романтические перипетии, и др. Степан же, хоть и скептически относится к условиям деревенской жизни, постепенно встраивается в быт и даже знакомит новых друзей с современным сленгом и гаджетами.
Именно в этом компоненте, к слову, и кроется главное обаяние проекта. Подросток-разгильдяй рассказывает казакам о небоскребах и интернете, показывает, как работает квадрокоптер (он еще поможет им в битве с крымчаками), параллельно заряжая свою технику пауэрбанком, способным работать от солнечного света. Процесс ассимиляции внутри качественно сконструированного исторического сеттинга проходит довольно быстро, но оттого не менее забавно. Надо сказать, что в части визуала «Казачок» действительно выглядит достоверным и продуманным — это прослеживается как в архитектуре деревянных домиков и их утвари, так и в костюмах жителей селенья.
Конечно, тема возвращения человека в прошлое для кинематографа не нова: только за последние 20 лет можно вспомнить российские картины «Мы из будущего», «Назад в СССР» и «Рубеж». При этом «Казачок», вероятно, будут чаще сравнивать с кассовым хитом Клима Шипенко «Холоп» (который, в свою очередь, был явно вдохновлен лентами «Иван Васильевич меняет профессию», «Назад в будущее» и «Шоу Трумана»). Однако, несмотря на множество ассоциаций, сериал не стоит считать вторичным и безынтересным. В нем предостаточно легковесного юмора, детско-юношеского романтизма и размышлений на вечные темы.
Стоит ли смотреть «Казачок»?
Сериал, который по своей сути является костюмированной комедией положений и вместе с тем историей взросления (и заодно перевоспитания), использует знакомые художественные тропы, но отнюдь не раздражает. Здесь вам и попаданство, и смешение эпох, и присущая таким лентам детализированность. Помимо этого, «Казачок» подводит не радикальный и важный вывод. Безусловно, жить исключительно прошлым — неправильно. Но отрицать его — значит потерять связь с настоящим.