Инопланетяне на Урале: каким получился фильм «Пришелец» Ивана Соснина
На Московском международном кинофестивале в рамках основного конкурса с зарубежными картинами соревнуется один отечественный фильм — «Пришелец» Ивана Соснина. Лента повествует о дурачке Леше, который пытается поймать сигналы из космоса. Мы посмотрели фильм и рассказываем, какой получилась UFO-драма в российской глубинке.
Дата премьеры: пока неизвестна
Страна производства: Россия
Режиссер: Иван Соснин
Автор сценария: Иван Соснин
В ролях: Максим Стоянов, Алена Мирошникова, Татьяна Голубева-Сумарокова, Сергей Федоров, Ирма Арендт, Василина Маковцева, Александр Волхонский, Любовь Иванская, Алексей Щипанов, Дмитрий Гусев и др.
Жанр: драма, фантастика
Продолжительность: 73 минуты
О чем фильм «Пришелец»?
Небольшая уральская деревушка, наши дни. Местный дурачок Леша (Максим Стоянов) живет вместе с бабушкой (Татьяна Голубева-Сумарокова), но она ему не родная — женщина нашла ребенка в лесу и воспитала как своего внука. Из-за детской травмы мальчик стал слабослышащим и со странностями, поэтому главная задача бабушки — «спускать Лешу с небес на землю» и напоминать пить таблетки.
Сейчас Леша уже взрослый мужчина. Он работает на конюшне — убирает навоз и ухаживает за лошадьми. Еще он собирает мусор по всей округе и строит из него огромный дом. Но главное увлечение Леши — это поиск инопланетян. Он пытается выйти с ними на связь (периодически герой даже что-то улавливает через свой слуховой аппарат), изучает аномальные зоны и рисует круги на заснеженных полях, вооружившись лопатой.
Деревенского дурачка обижают местные дети — смеются над ним, кидаются снежками и просто прибегают поглазеть на дом. Неожиданно на участок к Ване приходит незнакомая девочка Яна (Алена Мирошникова) в полосатой шапке и с огромными глазами. Не открывая рта, она спрашивает: «Зачем ты меня звал?» Яна предлагает Леше улететь с ней, и теперь у него есть всего четыре дня на раздумья.
«Русский народный сай-фай»
Режиссер и сценарист картины Иван Соснин («Далекие-близкие», «Иваново счастье», «Невесомость») во время представления фильма на ММКФ сказал, что это простое кино, хоть и с сай-фай элементами. Соснин отметил, что любит фильмы про космос и давно хотел снять что-то на грани фантастики и реальности.
Сценарий был написан за две недели, а дальше съемочная группа отправилась под Екатеринбург в поселок, где находится дом из мусора: покрышек, старых банок, оберток, вторсырья и пластиковой тары. «Я там хотел снять документальный фильм, но в итоге к нему притянулся замысел этой игровой картины, которую во время съемок мы в шутку называли русский народный сай-фай», — поделился режиссер.
Как это часто бывает с фильмами про инопланетян, главными оказываются не пришельцы, а самые обычные земные люди. Леша — сам по себе пришелец, которого занесло к нам из космоса, однако он выглядит куда более цельным персонажем, чем его односельчане. Как минимум потому, что мужчина смог выстроить гармоничные отношения между своим внутренним и внешним миром.
Леша находит успокоение в простых вещах: поливает цветы, собирает мусор, гладит лошадей, безумно любит пейзажи — он нигде не был, но все равно уверен, что нет места красивее, чем его родной Урал. Герой живет в своем внутреннем космосе, где есть только добро, радость и искренность. Леша выступает ярким антиподом другим жителям деревни, которые злы, грубы, жестоки и неспособны жить счастливо.
Нельзя сказать, что эти люди настолько плохи — скорее им свойственны обычные человеческие пороки, под влияние которых не попал местный юродивый. Потому и хочется задаться вопросом: кто здесь настоящий дурачок, а кто научился быть счастливым?
Каким получился фильм «Пришелец»?
Если говорить о кино в трех эпитетах, то это стильная, светлая и грустная картина. Визуально она выполнена на отлично: качественная операторская работа со съемками с разных углов, цветокоррекция в теплых оттенках, без уже приевшихся серо-голубых тонов, свойственных российской «чернухи», с неожиданными неоновыми вставками танца Леши под Underground от Mujuice и великолепной актерской игрой.
Максим Стоянов («Гив ми либерти», «Фрау», «Сказки Гофмана») идеально вписался в роль юродивого, наделив его той самой адекватностью, несвойственной другим якобы нормальным людям. Его юная напарница — Алена Мирошникова — главная находка картины. Для девочки фильм стал дебютом, но чувствуем, что режиссеры точно обратят на Алену внимание в дальнейшем. По факту ничего особенного в кадре она не делает — просто остается собой. Однако в ней чувствуется то самое нечто, за которым интересно наблюдать.
Режиссер Иван Соснин снял уже более 20 фильмов, большинство из которых можно объединить концепцией поиска своего места в жизни и балабановского «найти себя и успокоиться». Таким получился и «Пришелец» — кино, в котором не до конца понятно, где реальность, а где психическое заболевание, где есть место чуду, а где всего лишь мечтам о нем. Получит ли «Пришелец» приз в конкурсе — пока неясно, однако «русский народный сай-фай» — точно яркая заявка на победу, как минимум в зрительских сердцах.