кино

Гений черно-белого кино: что смотреть у Чарли Чаплина

Образ Бродяги с усиками, котелком, тросточкой и нелепой походкой стал одним из самых узнаваемых во всем мире
Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

16 апреля Чарли Чаплину исполняется 135 лет. Он заслуженно считается одним из величайших актеров и режиссеров в истории кино. Чаплин стал не только самой узнаваемой фигурой немого кинематографа, но и вывел комедию на совершенно другой уровень, показав, что она может служить серьезным исследованием социальных проблем.

В честь юбилея артиста мы собрали его лучшие фильмы (в которых он выступил и режиссером, и актером) и рассказываем, почему картины столетней давности заслуживают внимания и в наши дни.

«Малыш», 1921 год

По сюжету картины мать-одиночка подкидывает своего ребенка в дорогой автомобиль в надежде, что богатая семья позаботится о малыше. Однако машину угоняют, а мальчика выбрасывают на помойку, где его подбирает Бродяга (Чарли Чаплин).

«Малыш» стал первым полным метром Чаплина. До этого он примерял образ Бродяги — любителя выпивки и женщин, попадающего в разные нелепые ситуации, — только в короткометражках, но, оценив успех героя, решил развить его историю. Своим признанием «Малыш» во многом обязан актеру, сыгравшему подкидыша, — юный Джеки Кугэн оказался на редкость харизматичным и ярким мальчиком, который отлично изобразил все эмоции и стал достойным партнером своему экранному отцу.

«Золотая лихорадка», 1925 год

Бродяга отправляется на Аляску во время золотой лихорадки в поисках драгоценного металла. Там он знакомится с таким же бедолагой Большим Джимми, который якобы знает, где искать богатейшую золотую жилу. По пути к заветному месту герои попадают в хижину преступника Черного Ларсена. Вместе им придется пережить снежную бурю и постараться не умереть.

Чаплин считал «Золотую лихорадку» своей лучшей комедией. Это и не удивительно, ведь именно она подарила культовые сцены с поеданием ботинка, танцем булочек с вилками и борьбой с бурей. Картина стала первой работой Чаплина с четким сценарием и минимумом импровизаций — режиссер отнесся к съемкам по-перфекционистки и тщательно выверял каждую сцену, а перед тем как создать финальную версию, Чаплин перемонтировал фильм 27 раз.

«Цирк», 1928 год

Бродяга попадает в передрягу и пытается сбежать от полиции. Во время погони он случайно оказывается в цирке и выходит на сцену. Зрители с восторгом принимают нового артиста, поэтому бродяга остается там работать и становится любимцем публики. Но владелец цирка — злой и жестокий человек, который мучает в том числе свою дочь. Именно в нее и влюбляется Бродяга.

В фильме Чаплин играет канатоходца — для съемок артист освоил мастерство эквилибристики и снимался без дублеров. Картина создавалась долго и мучительно из-за личных проблем Чаплина (18-летняя жена подала на развод, мать артиста умерла, а налоговая служба наложила арест на его счета) и технических сложностей (часть пленки испортилась, а после пожар уничтожил декорации цирка). Однако лента получилась интересной и практически постмодернистской — герой должен быть смешным (для нас), при этом не смешным (для артистов цирка), после снова смешным (для зрителей цирка), не будучи смешным (для самого себя). Такая рекурсия и сделала фильм одним из лучших образцов жанра комедии.

«Огни большого города», 1931 год

В центре сюжета снова Бродяга. Он влюбляется в слепую уличную цветочницу, которая отвечает ему взаимностью, однако девушка уверена, что ее возлюбленный — богач. Герой боится рассказать правду и подыгрывает ей. Бродяга узнает, что существует операция, способная вернуть цветочнице зрение, и решает добыть нужную сумму любыми способами.

В 1927 году выходит первый звуковой фильм «Певец джаза», который становится предвестником конца немого кино. Однако Чаплин пока не спешит идти в ногу со временем и продолжает делать картины без диалогов, сконцентрировавшись на пантомиме. «Огни большого города» после выхода стали одним из самых популярных фильмов и приобрели известность по всему миру. По слухам, картина входила в список любимых фильмов Иосифа Сталина, а спустя время Американский институт киноискусства назвал «Огни большого города» лучшей романтической комедией.

«Великий диктатор», 1940 год

Пожалуй, это самая серьезная работа артиста, в которой он ярко и жестко высмеял нацизм и тоталитаризм. По сюжету цирюльник-еврей получает ранение на войне, оказывается в больнице и теряет память. В это время к власти приходит некий диктатор Аденоид Хинкель (прямая аллюзия на Адольфа Гитлера) — он ненавидит евреев и очень сильно похож на цирюльника. По неожиданному стечению обстоятельств герои меняются местами.

В 1930-х годах крошечные усики вызывали две ассоциации — с Гитлером и Чаплином. Это визуальное сходство и породило сюжет фильма. В фильме «Великий диктатор» Чаплин создал одну из самых узнаваемых сцен в истории кинематографа — выступление перед огромной толпой. Фильм снимали в 1940-м, когда Гитлер захватил Францию, поэтому картина в целом и речь главного героя в частности стали историческими призывами остановить войну. Кроме того, именно в «Великом диктаторе» зрители впервые услышали голос Чаплина — до этого он избегал озвучивания своих фильмов.

Мария Самарина