Клоун-принц преступного мира: как появился и стал культовым главный злодей кинокомиксов — Джокер
Warner Bros. показала первый трейлер фильма «Джокер: Безумие на двоих». Премьера продолжения ленты Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом и Леди Гагой в главных ролях намечена на 4 октября 2024 года. И пока киноманы всего мира затаили дыхание в ожидании нуарного мюзикла про одного из самых известных кинозлодеев, «Постньюс» решил вспомнить историю Джокера и рассказать о том, как он стал неотъемлемой частью поп-культуры. Ну и о предстоящей ленте, разумеется, тоже напишем. Вперед!
История Джокера: от героя комиксов без бэкграунда до драматического персонажа
Джокер появился на страницах комиксов в 1940-м — через год после рождения его вечного противника Бэтмена. Уже тогда антигерой получил знаменитые черты: зеленые волосы, фиолетовый костюм, белое загримированное лицо и демонический оскал. Несмотря на то, что у антагониста Брюса Уэйна не было как таковой предыстории (он представлял собой бандита, убивающего людей с помощью веселящего химического газа), Джокер был вполне зловещим и запоминающимся персонажем.
До сих пор не ясно, кого можно считать полноправным автором образа. Над Джокером работали создатели вселенной Бэтмена — Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон — однако каждый из них пытался присвоить роль главного разработчика себе. Впрочем, прототипом Джокера все равно называют актера Конрада Фейдта, который сыграл Гуинплена в экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеется». Но, конечно, есть и менее увлекательная версия: все же помнят пресловутую игральную карту?
Следующие 10 лет комиксы изобиловали отнюдь не детскими сюжетными поворотами и жестокими сценами: Джокер был хладнокровным расчетливым убийцей. Все изменилось в 50-х, когда, по мнению фанатов, в индустрии комиксов появился настоящий суперзлодей — психолог Фредерик Вертхаймер (Вертхэм), написавший печально известную среди фанатов книгу «Совращение невинных». В ней цензор связал девиантное поведение молодежи с развлекательными рассказами, а позднее приложил руку к созданию «Кодекса комиксов».
Благодаря Вертхэму в Америке началась эпоха безобидных (а скорее — беззубых) комиксов. Так, Бэтмен превратился в исключительно благородного мужичка в плаще, а некогда устрашающий Джокер — в комичного трикстера. Несмотря на ограничения, в следующем десятилетии на экранах появился сериал «Бэтмен», в котором Сезар Ромеро сыграл грабившего банки клоуна — не зловещего, но вполне обаятельного и забавного. Успех не был долгосрочным, и клоун вернулся в игру лишь в 70-х: ему дали отдельную серию комиксов, где он потихоньку начал возвращать фирменную жестокость.
Тем не менее настоящее возрождение случилось в конце 80-х: тогда вышел легендарный комикс «Убийственная шутка» Алана Мура, в сюжете которого герой наконец обрел драматические черты. Через год роль преступника в фильме Тима Бертона («Бэтмен») на себя примерил Джек Николсон. Его Джокер казался кэмповым нарциссичным пижоном, а отсутствие привычного современному зрителю безумного характера злодея компенсировалось новыми сюжетными деталями. Благодаря картине история Бэтмена обрела нуарную атмосферу и почти распрощалась с комедийным тоном.
Почему персонаж стал культовым и какой Джокер лучший
В 90-х статус культового персонажа, ориентированного не только на детскую аудиторию, укрепил мультсериал «Бэтмен» Брюса Тимма и Пола Дини — в нем с лихвой хватало готики и присущего Клоуну-принцу преступного мира психологизма (тогда же появилась и его подруга Харли Квинн). Но, как известно, самое впечатляющее воплощение Джокера случилось в следующем столетии, когда за очередную киноэкранизацию комикса взялся Кристофер Нолан. На роль трикстера выбрали звездного и миловидного Хита Леджера, который вместе с режиссером перепридумал характер антигероя.
Грязно загримированный и разочарованный в мире носитель хаоса в исполнении Леджера являл собой чистое зло — бескомпромиссное и иррациональное (образ был частично вдохновлен Алексом из «Заводного апельсина»). Джокер оказался олицетворением сил анархии и беспорядков, не чурающимся расправ, которые предыдущим персонажам и не снились. «Темного рыцаря» Нолана, в том числе благодаря Хиту Леджеру, впоследствии признали культовой супергеройской картиной, отошедшей от жанровых клише и подарившей миру не только блокбастер новой формации, но и мощное социальное высказывание.
После Хита Леджера на больших экранах в Джокера перевоплотился Джаред Лето («Отряд самоубийц» 2016 года). Опрятный, гламурный и усыпанный украшениями актер выглядел карикатурной версий злодея, сделанной как будто для TikTok-нарезок — неудивительно, что более масштабный проект Джаред так и не получил.
При этом уже через три года после фиаско Лето новый фильм про злодея поставил режиссер «Мальчишника в Вегасе» Тодд Филлипс. Кинематографист снял настоящую скорсезевскую драму об одиночестве, травмах и классовом неравенстве, ссылающуюся сразу на «Короля комедии» и «Таксиста».
Перевоплотившийся в худющего аутсайдера, страдающего псевдобульбарным синдромом (он заставляет Артура Флека смеяться в самое неподходящее время), Хоакин Феникс удивил киносообщество обновленным, малопохожим на предыдущие интерпретации Джокером. Его герой стал символом сопротивления, эдаким неудачником-анархистом, чью природу зла при должном уровни эмпатии зритель может оправдать. Но, невзирая на некоторые шероховатости и вторичность сценария, новый «Джокер» по праву называли квинтэссенцией природы суперзлодея.
В новой картине Джокер получил необходимую глубину (подробную предысторию и психологическое развитие), а ее выход ознаменовал окончательный переход истории в разряд тех, что без труда смешивают в себе элементы авторского и в меньшей степени студийного кино. Все же «Темный рыцарь» Нолана, при всем своем великолепии, был куда более комиксовым и фансервисным. Кроме того, сольный дебют антигероя разъяснил киносообществу, в чем же кроется феномен Джокера. Кажется, что в отличие от часто картонных протагонистов, Артур Флек — герой вне времени, отражающий пороки общества.
Что известно о фильме «Джокер: Безумие на двоих»
Первый трейлер «Джокер: Безумие на двоих» не дает примерно никакого представления о сюжете, однако приятно удивляет визуальной частью и отсылками к прошлому фильму. Например, в сиквеле Харли Квинн (Леди Гага) так же, как и Джокер (и заодно Трэвис Бикл) приставляет пальцы к виску, поднимается по лестнице и исполняет известный танец. Наконец, при желании в новом «Джокере» можно разглядеть забавные сходства с другим известным мюзиклом — «Ла-Ла Ленд». Шутки-шутками, но взгляните сами.
Из тизера мы узнали, что Флек попал в лечебницу «Аркхем» после разбоя в телестудии. Если верить закадровому голосу, то музыка станет инструментом лечения попавших в учреждение пациентов (кстати, нас ждет целых 15 песенных номеров). Тогда же Артур впервые пересекается взглядами с Харли Квинн: она разделит с Джокером то самое Folie à Deux («Безумие на двоих») — психическое расстройство, при котором два человека видят одни и те же галлюцинации. Возможно, музыкальные номера окажутся видениями героев.
Несмотря на изобилие песен, режиссер Тодд Филлипс опроверг слухи о том, что нас ждет мюзикл: «Мы никогда не обсуждали фильм как мюзикл. Мне нравится говорить, что это картина, в которой музыка выступает неотъемлемым элементом». Также известно, что второй «Джокер», не входящий в киновселенную DC (обе ленты принадлежат альтернативной DC Elseworlds) сохранит возрастное ограничение 18+ со сценами насилия и нецензурной лексикой. На производство фильма ушли внушительные $200 млн (приквел стоил $70 млн), а его релиз запланирован на 4 октября 2024 года.