Альтушка из будущего: о чем фильм «Сто лет тому вперед»
18 апреля в прокат выходит вольная экранизация советского фантаста Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой. В фильме «Сто лет тому вперед» снялись Саша Петров, Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов и другие. Мы посмотрели картину и рассказываем, чем новый фильм отличается от советской классики.
Премьера в кинотеатрах: 18 апреля
Страна производства: Россия
Режиссер: Александр Андрющенко
Авторы сценария: Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник, Кир Булычев
В ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Федор Бондарчук, Саша Петров, Юра Борисов, Софа Цибирева, Матвей Астраханцев, Кирилл Митрофанов и др.
Жанр: фантастика, приключения, семейный
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Фильмы, похожие на «Сто лет тому вперед»: «Гостья из будущего», «Стражи Галактики», «Тайна третьей планеты»
О чем фильм «Сто лет тому вперед»?
2024 год. Москва, район Чертаново. Простой российский школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живет обычную жизнь с обычными подростковыми проблемами. Он влюблен в первую красавицу школы Алтухину (Софа Цибирева), но она его отшивает и гуляет с другим парнем — Витькой (Матвей Астраханцев). Еще Коля сочиняет рэп, играет в видеоигры и тусуется с друзьями. Но совсем скоро его жизнь кардинально изменится: в кабинете физики Коля находит таинственный предмет, который переносит его на сто лет вперед — в 2124 год.
Очнувшись в новейшей Москве, Коля знакомится с розоволосой оторвой Алисой Селезневой (Даша Верещагина). Она — дочь легендарной покорительницы космоса и борца с пиратами Киры (Виктория Исакова) и космозоолога Игоря (Константин Хабенский). Но в будущем все не так гладко: после межгалактической войны, в которой выиграла земная коалиция, Кира Селезнева пропала. К тому же космические пираты Глот (Юра Борисов) и Весельчак У (Саша Петров) хотят отыграться и получить власть над галактиками. А ключ к их победе — школьник Коля.
Какими были советские «Приключения Алисы»?
Книги Кира Булычева экранизировали свыше 20 раз — это больше, чем у любого другого советского фантаста. Писатель, в отличие от своих коллег (например, братьев Стругацких), преимущественно рассказывал о приключениях подростков. Дети в его книгах самостоятельны, любознательны и смелы, благодаря чему стали примером для многих школьников. Поэтому немудрено, что его книги начали экранизировать.
В 1978-м вышел сериал по повести «Сто лет тому вперед» под названием «Гостья из будущего», который вмиг приглянулся всем советским школьникам. Огромные глаза Алисы, ее красный сарафан, мелафон, робот Вертер — все это плотно вошло в культурный код советской молодежи. Сериал смог правильно передать атмосферу, которую кропотливо вырисовывал Булычев в своих книгах: утопическую жизнь отважных и добрых людей, которые не боятся «прекрасного далека» и стремятся в будущее.
Поэтому у новой экранизации «Сто лет тому вперед» была сложная задача — не только заинтересовать зрителя своей историей, но и соответствовать уровню предшественника — ведь сравнение неизбежно.
Каким получился фильм «Сто лет тому вперед»?
Новая экранизация — это достаточно вольная интерпретация повести, где совпадают разве что действующие персонажи и вселенная, в которой разворачивается сюжет. Кино вышло драйвовым, с обилием графики, рапидной съемкой, запоминающимися боями и спецэффектами — в общем, деньги явно потратили на дело. Визуально кино похоже на клип (недаром продюсером картины стал Федор Бондарчук, который и начал свою карьеру с клипов) с приятной, хоть уже и попсовой цветокоррекцией teal & orange.
Герои — Алиса и Коля — стали взрослее своих книжных прототипов. Вероятно, для того, чтобы можно было добавить любовную линию между ними. Романтика в фильме смотрится уместно и совсем не пошло: актеры обыгрывают неловкие подростковые ухаживания, попытки первый раз поцеловаться (а по итогу испугаться, нырнуть за плечо и взять зарядку для телефона).
При этом у новой Алисы, в отличие от советской версии, куда более дерзкий образ: розовые волосы, темные цвета в одежде, грубые ботинки, одним словом — альтушка. Коля же предстал эдаким хлипким парнем, но с чувством юмора и любовью в сердце.
Космические пираты в «Сто лет тому вперед» тоже получились другими. Весельчак У и Глот не хотят просто пакостить, а пытаются поработить мир в лучших традициях марвеловских злодеев. Противостояние приобретает куда больший размах и перестает быть историей для школьников средних классов. В фильме есть и смерть, и кровавые разборки, и насилие, хотя рейтинг ленты — 6+.
В целом картина вышла добротной: с интересным и стройным сюжетом, где сложные фантастические моменты вполне уместно объясняет сам Коля Герасимов, ломая четвертую стену и обращаясь к зрителям. Юмор в фильме тоже неплох, герои по-подростковому забавны и шутят уместно и соответственно возрасту.
Поначалу немного раздражает карикатурный Весельчак-Петров, который буквально каждую секунду заливается смехом. Также мало понятна мотивация Глота: кажется, он хочет захватить все галактики только потому, что он вселенское зло. Но общее впечатление от картины исключительно положительное. Вполне возможно, что российские режиссеры продолжат и дальше заниматься экранизацией вселенной Булычева.
Пожалуй, ностальгирующим по советскому сериалу в «Сто лет тому вперед» будет не хватать нелепой, милой и «ламповой» атрибутики в духе авоськи с кефиром и побега в пижаме. Зато из нового фильма стало окончательно понятно одно: если в Россию и прилетают инопланетяне, оказываются они обязательно в Чертанове.