кино

Альтушка из будущего: о чем фильм «Сто лет тому вперед»

Вольная экранизация Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой оказалась куда взрослее своей советской версии
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

18 апреля в прокат выходит вольная экранизация советского фантаста Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой. В фильме «Сто лет тому вперед» снялись Саша Петров, Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов и другие. Мы посмотрели картину и рассказываем, чем новый фильм отличается от советской классики.

Дата выхода, актеры и другие подробности

Премьера в кинотеатрах: 18 апреля
Страна производства: Россия
Режиссер: Александр Андрющенко
Авторы сценария: Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник, Кир Булычев
В ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Федор Бондарчук, Саша Петров, Юра Борисов, Софа Цибирева, Матвей Астраханцев, Кирилл Митрофанов и др.
Жанр: фантастика, приключения, семейный
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Фильмы, похожие на «Сто лет тому вперед»: «Гостья из будущего», «Стражи Галактики», «Тайна третьей планеты»

О чем фильм «Сто лет тому вперед»?

2024 год. Москва, район Чертаново. Простой российский школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живет обычную жизнь с обычными подростковыми проблемами. Он влюблен в первую красавицу школы Алтухину (Софа Цибирева), но она его отшивает и гуляет с другим парнем — Витькой (Матвей Астраханцев). Еще Коля сочиняет рэп, играет в видеоигры и тусуется с друзьями. Но совсем скоро его жизнь кардинально изменится: в кабинете физики Коля находит таинственный предмет, который переносит его на сто лет вперед — в 2124 год.

Очнувшись в новейшей Москве, Коля знакомится с розоволосой оторвой Алисой Селезневой (Даша Верещагина). Она — дочь легендарной покорительницы космоса и борца с пиратами Киры (Виктория Исакова) и космозоолога Игоря (Константин Хабенский). Но в будущем все не так гладко: после межгалактической войны, в которой выиграла земная коалиция, Кира Селезнева пропала. К тому же космические пираты Глот (Юра Борисов) и Весельчак У (Саша Петров) хотят отыграться и получить власть над галактиками. А ключ к их победе — школьник Коля.

Какими были советские «Приключения Алисы»?

Книги Кира Булычева экранизировали свыше 20 раз — это больше, чем у любого другого советского фантаста. Писатель, в отличие от своих коллег (например, братьев Стругацких), преимущественно рассказывал о приключениях подростков. Дети в его книгах самостоятельны, любознательны и смелы, благодаря чему стали примером для многих школьников. Поэтому немудрено, что его книги начали экранизировать.

В 1978-м вышел сериал по повести «Сто лет тому вперед» под названием «Гостья из будущего», который вмиг приглянулся всем советским школьникам. Огромные глаза Алисы, ее красный сарафан, мелафон, робот Вертер — все это плотно вошло в культурный код советской молодежи. Сериал смог правильно передать атмосферу, которую кропотливо вырисовывал Булычев в своих книгах: утопическую жизнь отважных и добрых людей, которые не боятся «прекрасного далека» и стремятся в будущее.

Поэтому у новой экранизации «Сто лет тому вперед» была сложная задача — не только заинтересовать зрителя своей историей, но и соответствовать уровню предшественника — ведь сравнение неизбежно.

Каким получился фильм «Сто лет тому вперед»?

Новая экранизация — это достаточно вольная интерпретация повести, где совпадают разве что действующие персонажи и вселенная, в которой разворачивается сюжет. Кино вышло драйвовым, с обилием графики, рапидной съемкой, запоминающимися боями и спецэффектами — в общем, деньги явно потратили на дело. Визуально кино похоже на клип (недаром продюсером картины стал Федор Бондарчук, который и начал свою карьеру с клипов) с приятной, хоть уже и попсовой цветокоррекцией teal & orange.

Герои — Алиса и Коля — стали взрослее своих книжных прототипов. Вероятно, для того, чтобы можно было добавить любовную линию между ними. Романтика в фильме смотрится уместно и совсем не пошло: актеры обыгрывают неловкие подростковые ухаживания, попытки первый раз поцеловаться (а по итогу испугаться, нырнуть за плечо и взять зарядку для телефона).

При этом у новой Алисы, в отличие от советской версии, куда более дерзкий образ: розовые волосы, темные цвета в одежде, грубые ботинки, одним словом — альтушка. Коля же предстал эдаким хлипким парнем, но с чувством юмора и любовью в сердце.

Космические пираты в «Сто лет тому вперед» тоже получились другими. Весельчак У и Глот не хотят просто пакостить, а пытаются поработить мир в лучших традициях марвеловских злодеев. Противостояние приобретает куда больший размах и перестает быть историей для школьников средних классов. В фильме есть и смерть, и кровавые разборки, и насилие, хотя рейтинг ленты — 6+.

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

В целом картина вышла добротной: с интересным и стройным сюжетом, где сложные фантастические моменты вполне уместно объясняет сам Коля Герасимов, ломая четвертую стену и обращаясь к зрителям. Юмор в фильме тоже неплох, герои по-подростковому забавны и шутят уместно и соответственно возрасту.

Поначалу немного раздражает карикатурный Весельчак-Петров, который буквально каждую секунду заливается смехом. Также мало понятна мотивация Глота: кажется, он хочет захватить все галактики только потому, что он вселенское зло. Но общее впечатление от картины исключительно положительное. Вполне возможно, что российские режиссеры продолжат и дальше заниматься экранизацией вселенной Булычева.

Пожалуй, ностальгирующим по советскому сериалу в «Сто лет тому вперед» будет не хватать нелепой, милой и «ламповой» атрибутики в духе авоськи с кефиром и побега в пижаме. Зато из нового фильма стало окончательно понятно одно: если в Россию и прилетают инопланетяне, оказываются они обязательно в Чертанове.

Мария Самарина