Остросоциальный, кровавый и очень стильный: каким получился дебютный фильм Дева Пателя «Манкимэн»
11 апреля в российских кинотеатрах выйдет дебютный фильм Дева Пателя «Манкимэн». Актер, получивший широкую известность благодаря роли в картине «Миллионер из трущоб», начал свой режиссерский путь весьма амбициозно. В основу зубодробительного боевика о мести лег миф об индуистском божестве, а внутри самой ленты нашлось место не только ярким боевым эпизодам, но также остросоциальному комментарию. Мы посмотрели «Манкимэна» и теперь рассказываем, почему его рейтинг свежести на Rotten Tomatoes (87%) более чем оправдан.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита каждую неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания.
Дата релиза в России: 11 апреля
Страна производства: США, Канада, Сингапур, Индия
Режиссер: Дев Патель
Авторы сценария: Дев Патель, Джон Колли, Пол Ангунавела
В ролях: Дев Патель, Шарлто Колли, Собхита Дхулипала, Брахим Чаб, Сикандер Кхер, Питобаш Трипати и др.
Жанр: экшн-триллер
Продолжительность: 2 часа 1 минута
О чем фильм «Манкимэн»?
Сюжет картины разворачивается в вымышленном индийском городе Ятана. Главный герой — израненный парень из местных трущоб по прозвищу Кид (Дев Патель). Чтобы выжить и заработать немного денег, он участвует в подпольных боях без правил, где зачастую проигрывает не по своей воле. В один момент молодой человек, носящий во время поединков устрашающую маску гориллы, решает изменить свою жизнь и устроиться в ночной клуб, которым заведуют местные авторитеты.
Однако движет им не столько желание заняться легальным делом, сколько жажда мести. Дело в том, что в «Королевском клубе», принадлежащем беспринципной сутенерке Квини (Ашвини Кхалсекар), время от времени отдыхают индийские коррумпированные политики. В их числе оказывается и шеф полиции Ятаны, Рана (Сикандер Кхер): в обозримом прошлом он сжег деревню Кида и убил его маму. Теперь герой Пателя — он же Манкимэн — планирует проникнуть в мир загнивающей элиты и расправиться с врагом всей жизни.
Чем примечательна картина Пателя?
Фильм мультиинструменталиста Пателя, который выступил режиссером, актером и соавтором сценария, вдохновлен легендой о Ханумане. В индуизме он представляет собой обезьяноподобное божество, олицетворяющее отвагу и силу. Один из основных сюжетов легенды гласит, что после рождения Хануман пытался схватить солнце, приняв его за нечто съедобное: после этого Индра (бог неба, грома и войны) поразил обезьяну перуном, сломав ему челюсть. В ленте мать персонажа рассказывает мальчику другую интерпретацию — в ней воплощение божественной силы обжигает лапы. По ряду причин, подобные шрамы будут и у Кида.
Вообще «Манкимэн», несмотря на свою откровенную боевиковость (сосчитать количество соответствующих сцен невозможно), пропитан религиозно-мифологической тематикой и рассуждениями о социальной несправедливости. Кид предстает своего рода Хануманом — героем, который буквально уничтожает все зло вокруг. Однако, в отличие от своего прообраза (а в индийской мифологии Хануман считается одним из проявлений высшего бога Шивы), характер Кида сложно соотнести с понятиями спокойствия и мудрости: он вполне справедливо ослеплен жаждой отмщения. Отмщения кровопролитного и исключительно беспощадного.
Из безумной круговерти событий вытекают не только искусно поставленные драки (авторы сценария вслух передают привет «Джону Уику» в одном из диалогов), но и извечная для Индии иллюстрация проблемы бедности. Режиссер проводит четкую линию разделения, показывая грани жизни в как бы вымышленном городе, где белые Bentley коррупционеров проезжают мимо бараков-рассадников антисанитарии и людей, спящих на картонных коробках. На фоне беззаботной жизни одних и ужасающего бытия других, в стране продолжают развиваться межобщинные столкновения. Об этом свидетельствуют и документальные кадры, использованные в фильме.
Стоит ли смотреть «Манкимэна»?
«Манкимэн» рассказывает историю аутсайдера, решившего противостоять тирании и искоренить бесконечное зло свойственными ему же методами. Нужно сказать, что эти самые способы визуально решены великолепно: Патель совместно с оператором Шароном Мейром («Немая ярость») соорудили мрачное, частично супергеройское кино, переполненное в финальной трети красным цветом. Очевидно, никакого романтизма он под собой не несет. Скорее, как у Дэвида Линча или Гаспара Ноэ, — тревогу и приближающуюся опасность.
«Манкимэн» — кино для Дева Пателя личное: режиссер признавался, что писал и редактировал сценарий около восьми лет, а впервые погрузился в санскритский эпос еще в детстве. Впрочем, серьезная тема возмездия и своего рода восстания против несправедливого режима не мешает «Манкимэну» быть изобретательным и в меру ироничным боевиком. Режиссер позволяет себе забавные контрапункты (например, кровавую бойню под Rivers of Babylon от Boney M.) и неудачные прыжки почти бессмертного героя в окно.
Особенно впечатлительным картину Дева Пателя мы рекомендовать не можем — многим она покажется настоящим смакованием жестокости и вызовет отвращение. Но если вам есть 18 лет и вы готовы к этому ударному приключению, обратите внимание на клаустрофобные драки в лифте (подъем по нему, кстати, отлично передает идею классовой иерархии) и финальную битву с шефом полиции. Это более чем увлекательно.