кино

Фильм «Брат 3» собрался в Канны. Что это значит и как так вышло?

Одиозное кино с рэпером Птахой, братом Джулии Робертс и героем из «Кадетства» Перепечко хотят отправить на Лазурный берег. Но есть нюанс
Кадр из фильма «Брат 3»
Кадр из фильма «Брат 3»

Резонансный фильм «Брат 3», не имеющий отношения к дилогии Балабанова, собрались показать в рамках Каннского кинофестиваля на международном рынке Marché Du Film — по крайней мере, так заявляли авторы картины. А вот на Лазурном берегу об этом ничего не слышали. Рассказываем о фильме с кликбейтным названием и том, как он попал на один из самых престижных кинофестивалей.

О чем фильм «Брат 3»?

В кино отсутствует нарратив, поэтому сюжет пересказать достаточно сложно. Речь пойдет о генеральской дочке Кате (Александра Вознесенская), которая живет в Тамбове. Она безумно влюблена в нищего художника Андрея (Андрей Петелин), который живет под мостом и расписывает «подмостные пространства». Отец Кати — генерал (Юрий Торсуев) — категорически против отношений, поэтому девушка грустит и печально бродит по Тамбову.

Тем временем у генерала в личной жизни все тоже неспокойно: он пытается отделаться от надоевшей любовницы Аллы (Юлия Переверзева), которая содержит бордель под вывеской детского садика. Генерал нанимает воров, чтобы те украли у любовницы часы, которые ранее он ей подарил.

По улицам Тамбова расхаживает полицейский в белоснежном кителе (Эрик Робертс — брат актрисы Джулии Робертс) и олицетворяет собой полный покой жителей. Также у него есть машина с надписью «Совесть нации». А на окраинах города ошиваются молодые бандиты (среди них рэпер Птаха), которые долго готовятся к крупному делу. Между разборками они читают стихи Иосифа Бродского (в целом в фильме много его поэзии).

Как на фильм отреагировали критики?

Фильм «Брат 3» вызвал широкий резонанс еще на стадии анонса съемок. Конечно, пиар получился черный: против фильма выступили поклонники дилогии о Даниле Багрове Алексея Балабанова, для которых «Брат» и «Брат 2» стали частью культурного кода. В 2019 году аналогичный хейт вызвала новость о возможных съемках «Брата 3», которые запланировал Стас Барецкий: картину даже требовали запретить, но по итогу к созданию фильма даже и не приступили.

Однако такое широкое обсуждение проекта точно вызвало интерес и желание посмотреть, что же такое наснимал Переверзев. К тому же режиссер явно был готов к хейту. Хотя для Переверзева это стало первой полнометражной работой, он привык к нападкам. Переверзев — экспериментальный художник перформанса, создатель музеев истории телесных наказаний, водки и проституции, а еще автор документальных фильмов и короткометражек, получивших призы на нескольких фестивалях.

Но фильм ждал достаточно сложный путь: перед запланированной премьерой в ноябре Минкульт не выдал прокатное удостоверение, позже разрешение было все-таки получено, но показы прошли весьма ограниченно: например, в Москве посмотреть «Брат 3» можно было только в одном кинотеатре после 11 часов вечера.

К слову, звучное название фильм получил не с подачи режиссера: по его словам, инвестор сказал, что «даст деньги, если это будет “Брат 3”». Переверзев, которому было важно воплотить все свои идеи на экране, пошел на этот шаг. К тому же на афише фильма написано «Браттт», где буквы «т» стилизованы в виде крестов — а это можно трактовать уже как угодно.

Кино таким и получилось — большим, свободным, странным, экспериментальным, совершенно не поддающимся какому-либо внятному описанию и трактовке. Фильм «Брат 3» — это артхаусный калейдоскоп, где «все смешалось в доме Облонских»: и Бродский, и Ахматова, и Летов, и жизнь, и смерть, и секс, и красота природы, и человеческая гниль.

Фильм Валерия Переверзева — это арт-послание, преподнесенное как эстетское видео, снятое на восьмимиллиметровую пленку за весьма немаленькие деньги. Оно открывает свою киновселенную, где первый эпизод еще предстоит снять и где нет ни намека на Алексея Балабанова, но есть дерзкое желание обнажить актрис в кадре или крупным планом показать их достоинства.

Фильм, который можно было бы назвать хоть «Груз-200-2», хоть «Сибирский цирюльниККК», дабы аудитория чувствовала сопричастность к великому и безотрывно смотрела до конца, не имея очевидного желания выйти выпить кофе, ведь «вдруг через 10 минут будет еще обнаженная актриса».

Николай Никулин, кинокритик, автор Telegram-канала «Кинокритик против»

Как фильм (не) оказался в Каннах?

В начале апреля продюсер и актриса «Брата 3» Юлия Переверзева заявила, что сюрреалистический боевик поедет в Канны, а точнее на международный кинорынок Marché Du Film. «Фильм “Брат 3” будет представлен в рамках деловой программы международного Каннского кинофестиваля, как и другие два проекта», — написала она. При этом иностранному зрителю картина будет показана под названием «The brattt».

В разговоре с «Постньюс» Юлия Переверзева отказалась раскрывать хоть какие-то карты и заявила, что обо всем сообщит, как вернется с кинофестиваля. «Как только мы туда [в Канны] попадем, покажем фильм и вернемся, я поделюсь информацией, чтобы наш опыт оказался полезен нашим коллегам из российской киноиндустрии», — рассказывает Переверзева.

Кинокритик и главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов заявил, что не удивлен поездке «Брата 3» в Канны. По его словам, это вполне обычная ситуация. «Очевидно, правообладатели фильма будут предлагать его прокатчикам. В этом суть работы кинорынка», — пояснил Степанов в разговоре с «Постньюс».

Кинокритик Николай Никулин заявил, что попадание на фестиваль — это прежде всего успех продюсеров. «Они сумели обмануть не только отечественного зрителя, но и фестивальных отборщиков, предложив им передовой артхаус с названием "brattt", что означает “сопляккк” по-английски», — поделился Никулин.

Однако организаторы кинорынка Marche du Film в своих соцсетях заявили, что ничего не знают о планах создателей «Брата 3» представить свою картину.

Мы хотели бы подчеркнуть, что очень этим анонсом удивлены, ведь компания, опубликовавшая эту информацию, не является ни участником выставки, ни аккредитованной компанией кинорынка Marche du Film. Более того, показы Marche пока не подтверждены и будут обнародованы только в конце апреля. И наконец, использование ими [создателями фильма] нашего бренда и логотипа запрещено.

из заявления организаторов Marche du Film

Пока непонятно, что это было: очередной черный пиар от продюсеров «Брата 3» или фальстарт, после которого картину действительно покажут на Лазурном берегу. Но даже если «Брат 3» окажется в Каннах, удивительного в этом ничего не будет. Ведь на кинорынке фильм может презентовать практически любой желающий. А что стоит за красивой фразой «Нас показывали в Каннах», в окрестностях условного Тамбова (где происходит действие «Брата 3») уже будет никому не интересно.

Мария Самарина