кино

Кровавый сочельник в Калифорнии: каким получился боевик Джона Ву «Немая ярость»

Стильным, динамичным и жестоким. Вероятно, фанаты жанра оценят возвращение режиссера
Lionsgate Movies/YouTube
Lionsgate Movies/YouTube

30 ноября в российский прокат вышел фильм легенды гонконгского кинематографа (и в целом жанра экшен) Джона Ву — «Немая ярость». Вернувшись спустя 20 лет в голливудское кино, режиссер представил миру хлесткий бездиалоговый боевик, центральной темой которого стала жажда мести за убийство ребенка. Рассказываем, каким получился (и получился ли вообще) камбэк господина Ву.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 30 ноября
Страна производства: США
Режиссер: Джон Ву
Автор сценария: Роберт Арчер Линн
В ролях: Юэль Киннаман, Каталина Сандино Морено, Кид Кади, Арольд Торрес и др.
Жанры: боевик
Продолжительность: 1 час 44 мин

О чем «Немая ярость»

Главный герой боевика Джона Ву — обычный работяга и преданный семьянин по имени Брайан Годлок (Юэль Киннаман), живущий в не самом благополучном районе Калифорнии. Однажды в его жизни случается трагедия: в канун Рождества рядом с домом Годлоков происходит бандитская перестрелка, в результате которой погибает его сын.

В порыве гнева мужчина бросается вдогонку за преступниками, однако терпит неудачу и получает пулю в горло. Оказавшись в больнице, Брайан узнает, что потерял не только ребенка, но и возможность говорить. Убитый горем отец отказывается использовать голосообразующий аппарат, подаренный женой, и запирается в гараже своего дома.

Тяжело скорбящий Брайан, чей досуг сводится к рефлексии и пьянству, наконец приходит в себя и решает найти убийц. Ближайший год, вплоть до следующего сочельника, он будет усиленно тренироваться, обучаться рукопашному бою и стрельбе из самого разного оружия. В уничтожении банды ему сможет помочь только жажда возмездия.

Чем примечателен боевик

Джон Ву, известный широкому зрителю картинами «Без лица», «Трудная мишень» и сиквелом «Миссия: невыполнима» (не берем в расчет гонконгские экшены), всегда славился своим уникальным визуальным стилем. Фильмы режиссера, которые в свое время покорили не только азиатский, но и западный рынок, сочетают в себе зрелищные перестрелки, восточную жестокость и умеренную сентиментальность. Спустя много лет уехавший в середине нулевых снимать исторические боевики на родину Ву вдруг возвращается в Голливуд — на этот раз с практически немым кино.

«Немая ярость», в оригинале носящая название «Тихая ночь» (явная отсылка к рождественскому христианскому гимну), действительно лишена диалогов. При этом за счет грамотного монтажа и выверенного визуального повествования зритель ни на секунду не выпадает из истории. Посредством видимых и реже слышимых подсказок — SMS-сообщений, вырезок из газет, уличных плакатов, коротких фраз и болтовни по радио — Ву конструирует связь между событиями. Эффектный, но неторопливый боевик о жажде мести ясно дает понять: 77-летний автор все еще в хорошей форме.

Впрочем, никто не сомневался, что в части экшена работа получится добротной. Джон Ву подарил зрителям фирменные погони, перестрелки в рапиде, более-менее реалистичные поединки, бескомпромиссную жесткость, эпичные (и довольно длинные) сцены отмщения, искусно снятые одним кадром. Драматическая линия «Немой ярости», в том числе завязанная на его отношениях с женой, уходит на второй план: ввиду отсутствия диалогов и невозможности полноценно раскрыть характеры героев, зрителям приходится опираться на эмоции и мимику Киннамана. А этого, к сожалению, не всегда хватает.

Стоит ли идти на фильм

При всей глубине и порой вымученной агрессивности гримас актера, складывается впечатление, что Брайан не столько мстит за сына, сколько упивается насилием, граничащим с сумасшествием. Чувство неконтролируемого гнева, помноженное на явные психологические сложности, превращает обычного мужика в настоящую машину для убийств (оказывается, года тренировок по YouTube и походов в тир достаточно). И хоть многие рецензенты утверждают, что Ву не делает из персонажа супергероя, давая ему ошибаться, финальные 20-25 минут фильма переубедят вас в обратном.

Кажется, что Брайану Годлоку и его близким недостает бэкграунда и проработки: мы толком не знаем их предыстории, не чувствуем психологию героев. Однако картина режиссера и не пытается быть драматически ценной, ее задача — оставаться динамичной, стильной, сдержанно сентиментальной. К слову, для скептиков Джон Ву припас тяжеловесный аргумент — все те же полчаса, закольцовывающие кровавый сочельник.

Финальная битва против банды и ее босса, до которого Брайан пытается добраться больше половины фильма, — это эталонная экшен-концовка с литрами крови, съемкой без монтажных склеек и великолепным музыкальным сопровождением. Медленный танец мексиканского главаря картеля с употребившей наркотики возлюбленной под завораживающий трек 2020 канадцев Suuns, идеально контрастирует с тем, как Брайан взбирается по лестнице, буквально перепрыгивая через трупы убитых преступников. В самом конце нас ждет тревожная композиция от Modern Ruin, подводящая к классической, но органичной для экшен-фильмов развязке.

Никита Прунков