кино

Одиночество в городе: о чем фильм «Блондинка»

Главная героиня пытается построить актерскую карьеру, заполучить любовь своего режиссера и найти счастье
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»

В прокат вышел фильм «Блондинка» Павла Мирзоева с Евгением Цыгановым и Дарьей Жовнер. Картина рассказывает о молодой актрисе, которая пытается найти свое место в жизни и просто стать счастливой. Мы подробнее рассказываем о сюжете фильма и разбираемся, удалось ли режиссеру раскрыть тему.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 30 ноября
Страна производства: Россия
Режиссер: Павел Мирзоев
Автор сценария: Павел Мирзоев
В ролях: Дарья Жовнер, Евгений Цыганов, Юлия Марченко, Фёдор Федотов, Алена Долголенко, Игорь Угаров, Анна Арефьева, Иван Чигасов и др.
Жанры: драма, комедия
Продолжительность: 1 час 34 минуты

О чем фильм

Действие картины происходит в Петербурге. 27-летняя Ира (Дарья Жовнер) живет искусством и играет в экспериментальном театре «Северная почта», на спектакли которого не ходят зрители. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, девушка подрабатывает мойщиком окон и расклейщиком объявлений.

Ира влюблена в своего строгого и депрессивного режиссера Льва (Павел Мирзоев). Однако мужчина не спешит сближаться с девушкой и завязывать серьезные отношения, его устраивают случайные интимные связи с Ирой, редкие разговоры и ее искреннее восхищение его талантом.

Однако в один момент все идет наперекосяк: спектакль на носу, билеты никто не покупает, а труппу и вовсе выгоняют из помещения за неуплату аренды. К тому же и режиссер Лев пропадает. Ира пытается наладить ситуацию и в целом понять, как же нужно жить свою жизнь.

Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»
Кадр из фильма «Блондинка»

Невыносимая легкость бытия

Авторы фильма пытаются рассказать о метаниях и душевных переживаниях не-такой-как-все девушки. Она помещена в контекст, где сама не понимает, чего хочет от жизни, и не чувствует принятия от окружающих. Так, у Иры достаточно прохладные отношения с матерью — женщина не понимает чувств своей дочери, советует ей найти нормальную работу, выйти замуж за приличного мужчину и вскользь упоминает, что неплохо было бы покраситься в блондинку.

Светловолосые девушки будто постоянно преследуют Иру и становятся олицетворением всего самого феминного в женщине. Героине кажется, что, возможно, это путь к успеху как в личной жизни (Лев строит отношения с блондинкой), так и в карьере (роль Иры отдают белокурой актрисе). И стоит покрасить волосы, добавить всего-навсего один недостающий кусочек пазла, и тогда все точно сойдется.

Логично, что этого не происходит, а жизнь устроена куда сложнее. И пока Ира не поймет этого и не освободится от своих же стереотипов, то счастье сыскать не получится.

Какой итог

Фильм получился вполне любопытным с визуальной точки зрения: операторская работа и пролеты камеры выглядят стильно и замысловато. В одной из сцен, снятой одним кадром, Ира идет под дождем, случайно проходит сквозь съемочную площадку на улице, замирает перед плейбеком и видит на экране себя же. Так необычное построение композиции помогает героине (во всех смыслах) посмотреть на себя со стороны.

Однако общее впечатление после просмотра фильма остается скомканным. Главная проблема ленты — в отсутствии раскрытия образов как главной героини, так и второстепенных персонажей. Авторы не погружают нас в мир Иры, мы практически ничего не знаем о ней. Ира — некий обобщенный образ питерской актрисы, будто беспричинно страдающей от несостоятельности мира.

Зрителю говорят, что Ира переживает из-за отношения матери к ней, но почему — не очень понятно. Да, ее мать достаточно властная женщина, но она предъявляет дочери вполне логичные претензии. Если девушка в 27 лет просит у матери огромную сумму денег, то, может, действительно стоит найти нормальную работу? Советы по поводу выбора мужа тоже не выглядят дико: зачем девушке связываться с мужчиной, которому она очевидно не нужна, когда можно присмотреться к приятному и доброму парню. Все это очень бесит Иру, будто она не взрослая женщина, а бунтующий подросток, не способный принимать чужое мнение.

Ире сложно сочувствовать, потому что мы не узнали героиню, а лишь наблюдали череду ее метаний и страданий. «Блондинка» получилась зарисовкой лихорадочных действий героини, так и не ставшей зрителю близкой.

Мария Самарина