Одиночество в городе: о чем фильм «Блондинка»
В прокат вышел фильм «Блондинка» Павла Мирзоева с Евгением Цыгановым и Дарьей Жовнер. Картина рассказывает о молодой актрисе, которая пытается найти свое место в жизни и просто стать счастливой. Мы подробнее рассказываем о сюжете фильма и разбираемся, удалось ли режиссеру раскрыть тему.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 30 ноября
Страна производства: Россия
Режиссер: Павел Мирзоев
Автор сценария: Павел Мирзоев
В ролях: Дарья Жовнер, Евгений Цыганов, Юлия Марченко, Фёдор Федотов, Алена Долголенко, Игорь Угаров, Анна Арефьева, Иван Чигасов и др.
Жанры: драма, комедия
Продолжительность: 1 час 34 минуты
О чем фильм
Действие картины происходит в Петербурге. 27-летняя Ира (Дарья Жовнер) живет искусством и играет в экспериментальном театре «Северная почта», на спектакли которого не ходят зрители. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, девушка подрабатывает мойщиком окон и расклейщиком объявлений.
Ира влюблена в своего строгого и депрессивного режиссера Льва (Павел Мирзоев). Однако мужчина не спешит сближаться с девушкой и завязывать серьезные отношения, его устраивают случайные интимные связи с Ирой, редкие разговоры и ее искреннее восхищение его талантом.
Однако в один момент все идет наперекосяк: спектакль на носу, билеты никто не покупает, а труппу и вовсе выгоняют из помещения за неуплату аренды. К тому же и режиссер Лев пропадает. Ира пытается наладить ситуацию и в целом понять, как же нужно жить свою жизнь.
Невыносимая легкость бытия
Авторы фильма пытаются рассказать о метаниях и душевных переживаниях не-такой-как-все девушки. Она помещена в контекст, где сама не понимает, чего хочет от жизни, и не чувствует принятия от окружающих. Так, у Иры достаточно прохладные отношения с матерью — женщина не понимает чувств своей дочери, советует ей найти нормальную работу, выйти замуж за приличного мужчину и вскользь упоминает, что неплохо было бы покраситься в блондинку.
Светловолосые девушки будто постоянно преследуют Иру и становятся олицетворением всего самого феминного в женщине. Героине кажется, что, возможно, это путь к успеху как в личной жизни (Лев строит отношения с блондинкой), так и в карьере (роль Иры отдают белокурой актрисе). И стоит покрасить волосы, добавить всего-навсего один недостающий кусочек пазла, и тогда все точно сойдется.
Логично, что этого не происходит, а жизнь устроена куда сложнее. И пока Ира не поймет этого и не освободится от своих же стереотипов, то счастье сыскать не получится.
Какой итог
Фильм получился вполне любопытным с визуальной точки зрения: операторская работа и пролеты камеры выглядят стильно и замысловато. В одной из сцен, снятой одним кадром, Ира идет под дождем, случайно проходит сквозь съемочную площадку на улице, замирает перед плейбеком и видит на экране себя же. Так необычное построение композиции помогает героине (во всех смыслах) посмотреть на себя со стороны.
Однако общее впечатление после просмотра фильма остается скомканным. Главная проблема ленты — в отсутствии раскрытия образов как главной героини, так и второстепенных персонажей. Авторы не погружают нас в мир Иры, мы практически ничего не знаем о ней. Ира — некий обобщенный образ питерской актрисы, будто беспричинно страдающей от несостоятельности мира.
Зрителю говорят, что Ира переживает из-за отношения матери к ней, но почему — не очень понятно. Да, ее мать достаточно властная женщина, но она предъявляет дочери вполне логичные претензии. Если девушка в 27 лет просит у матери огромную сумму денег, то, может, действительно стоит найти нормальную работу? Советы по поводу выбора мужа тоже не выглядят дико: зачем девушке связываться с мужчиной, которому она очевидно не нужна, когда можно присмотреться к приятному и доброму парню. Все это очень бесит Иру, будто она не взрослая женщина, а бунтующий подросток, не способный принимать чужое мнение.
Ире сложно сочувствовать, потому что мы не узнали героиню, а лишь наблюдали череду ее метаний и страданий. «Блондинка» получилась зарисовкой лихорадочных действий героини, так и не ставшей зрителю близкой.