кино

Вор, олигарх и Рогожин: вспоминаем ранние роли Владимира Машкова

Собрали разные образы актера — от похитителя собственной дочери до эксцентричного персонажа романа Достоевского
Кадр из фильма «Вор»
Кадр из фильма «Вор»

Актеру и режиссеру Владимиру Машкову исполнилось 60 лет. За свою карьеру он сыграл в 59 фильмах и снял четыре картины. Многим зрителям актер знаком по культовому сериалу «Ликвидация», а также лентам «Экипаж» и «Движение вверх». В честь юбилея мы решили вспомнить его ранние и не менее интересные роли (а бонусом одно новогоднее кино от Машкова-режиссера).

«Американская дочь» (1995), реж. Карен Шахназаров

Елена (Мария Шукшина) бросает своего мужа Алексея (Владимир Машков) и уезжает вместе с маленькой дочкой Аней (Эллисон Уитбек) в США. Алексей спустя несколько лет едет в Штаты и пытается разыскать Аню. Оказалось, что его бывшая жена вышла замуж за успешного американского бизнесмена и полностью перестроила жизнь. Однако Алексею с дочкой она видеться запрещает, несмотря на желание Ани. Тогда герой Машкова решает вместе с девочкой сбежать через Мексику обратно в Россию.

Машков сыграл нежного и трогательного отца, наполненного безграничной любовью к дочери и огромным желанием вновь быть с близкими. Фильм поднимает темы обретения семьи и взаимоотношения со своими детьми.

«Вор» (1997), реж. Павел Чухрай

1952 год. Мать-одиночка Катя (Екатерина Редникова) знакомится в поезде с обаятельным офицером Толяном (Владимир Машков) и влюбляется в красавца-мужчину. Скоро они начинают жить вместе как полноценная семья — Толян, Катя и ее сын Саня. Однако выясняется, что возлюбленный матери — не бравый офицер, а вор-домушник.

В центре драмы — вневременной сюжет о поиске ребенком отца и попытке обрести любовь в жестоком мире. Машков сыграл блестяще и разом превратился в секс-символа для многих женщин, а сам фильм номинировали на премию «Оскар».

«Мама» (1999), реж. Денис Евстигнеев

По сюжету мать-одиночка Полина (Нона Мордюкова) воспитывает шестерых сыновей. Чтобы прокормить большую семью, женщина основывает семейный эстрадный ансамбль «Веселая семейка». ВИА становится популярным во времена перестройки, однако Полина считает, что ее ансамблю лучше выступать на Западе. Женщина вместе с сыновьями захватывает самолет и пытается угнать его за границу.

Фильм вдохновлен историей о семье Овечкиных и их джазового ансамбля «Семь Симеонов». В кино, помимо Мордюковой и Машкова, сыграли Меньшиков, Миронов, Кравченко и другие известные артисты. Фильм хоть и основан на реальных событиях, скорее представляет собой творческое переосмысление трагедии.

«Олигарх» (2002), реж. Павел Лунгин

Действие драмы происходит в 1980-1990-х годах. Неприметный научный сотрудник Платон Маковский (Владимир Машков) начинает бизнес во времена перестройки и к 90-м годам становится одним из богатейших людей в стране. Сюжет разворачивается вокруг становления крупного частного бизнеса в России, а также борьбы за капиталы и большую политику.

В основе картины лежит книга «Большая пайка» Юлия Дубова — одного из людей круга олигарха Бориса Березовского по «ЛогоВАЗу», а в персонаже Машкова угадывается сам крупный бизнесмен. Картина «Олигарх» снята в 2002 году — на излете бандитских 90-х — и становится попыткой запечатлеть уходящую эпоху.

«Идиот» (2003), реж. Владимир Бортко

Сюжет сериала основывается на одноименном романе Федора Достоевского и рассказывает о князе Мышкине (Евгений Миронов), который возвращается из-за границы в Россию, чтобы найти родственников. По дороге он знакомится со взбалмошным купцом Рогожиным (Владимир Машков) и оказывается втянут в череду интриг и страстей.

Зрители, вспоминая сериал, чаще думают о блестящей роли Миронова, однако Машков сыграл неоднозначного персонажа не менее ярко и талантливо. Его Рогожин на экране получился бешеным, харизматичным и давящим персонажем-максималистом, четко попадающим в характер книжного героя.

Бонус: «Сирота казанская» (1997), реж. Владимир Машков

По сюжету молодая учительница Настя (Елена Шевченко) после смерти матери хочет найти своего отца. Девушка решается опубликовать объявление в газете, в котором указывает приметы своего папы — имя и цвет пиджака, в котором он был во время знакомства с матерью. Неожиданно к Насте приходят сразу три мужчины (Валентин Гафт, Лев Дуров и Олег Табаков), подходящие под описание.

Это добрый новогодний фильм, действие которого происходит в канун 1 января. В фильме нет драматических поворотов, необычных стилистических решений или яркого экшена. Однако за развитием доброй, но несколько грустной истории интересно наблюдать.

Мария Самарина