кино

Как Джейсон Борн изменил экшен-фильмы, но так и не смог победить «бондиану»

Борн подарил шпионским боевикам неповторимую ручную съемку, клиповый монтаж и, конечно, более глубокий характер героя
Rotten Tomatoes Trailers/YouTube
Rotten Tomatoes Trailers/YouTube

Universal Pictures приступила к разработке новой части франшизы о Джейсоне Борне. Сообщается, что студия уже ведет переговоры с режиссером Эдвардом Бергером, снявшим оскароносную военную драму «На Западном фронте без перемен». Мы решили разобраться, как серия фильмов повлияла на жанр экшена, но упустила шанс сместить со шпионского пьедестала «бондиану».

Экскурс в историю: как вообще появился Джейсон Борн

Шпионские фильмы появились еще в эпоху немого кино. В 1928 году режиссер Фриц Ланг представил каноничную картину «Шпионы», а позднее за развитие жанра взялся Альфред Хичкок. Именно его работами вдохновлялся Ян Флеминг (автор «Джеймса Бонда») и Джон Ле Карре (по его романам сняли десятки фильмов и телесериалов). Особенный интерес к шпионской тематике пришелся на середину прошлого века — впрочем, это можно объяснить холодной войной и желанием зрителей смотреть напряженные фильмы.

В период с 1950-х до 1980-х теме шпионажа посвятили множество книг и лент, а «Бонд» Яна Флеминга потихоньку становился киноклассикой. В отличие от куда более драматичных и реалистичных героев Ле Карре, фильмы про агента 007 выглядели скорее как одна большая ирония с рядом сюжетных несостыковок, нарочитым пафосом и карикатурными злодеями. Максимально гламурное и напыщенное кино о выпивающем богатом сексисте с лицензией на убийство долгое время не имело альтернатив.

В 1988 году вышла экранизация первого романа Роберта Ладлэма «Тайна личности Борна». Фильм, разбитый студией ABC на две части из-за внушительного хронометража, оказался куда более мрачным и жестким, нежели «бондиана» с Тимоти Далтоном (он исполнял роль Бонда в конце 80-х). Но, несмотря на теплые отзывы критиков, истории про Джейсона Борна не было суждено изменить шпионское кино — по крайней мере, в той декаде.

На рубеже столетий зрителям поднадоели сказки Яна Флеминга о красавчике Бонде (им тогда был Пирс Броснан). Роскошный образ жизни с присущими ему атрибутами, обильный продакт-плейсмент и технологическое безумие в том же «Умри, но не сейчас» как будто завели франшизу в никуда. Удивительно, но на помощь не только Бонду, но и всему жанру пришел как раз Джейсон Борн. В 2002 году мир увидел новую экранизацию Ладлэма под названием «Идентификация Борна».

Чем Борн отличался от Бонда

Шпионский боевик о бывшем агенте ЦРУ, который по крупицам собирает детали своего прошлого, продолжил тему суперагентов в кино, однако сделал это с поправками на современные реалии. Борн не был похож на самовлюбленного, сошедшего с глянцевой обложки Бонда: напротив, его образ был переполнен психологическими сложностями и житейской простотой (что прослеживалось даже во внешнем виде героя Мэтта Деймона).

Кроме того, картина вышла после трагедии 11 сентября и, в отличие «бондианы», подняла вопрос не только международной (и часто гротескной) преступности, но и коррумпированности властей. Например, в сценарии оказались эпизоды из расследования по делу «Иран-контрас». Персонаж Джейсона Борна был куда интереснее и прогрессивнее своего старшего коллеги — он выступал против властей и системы, любил только одну женщину и убивал не по приказу. Убийства вообще не были для Борна развлечением.

В непростое для Америки время, когда среди масс преобладал повышенный патриотизм, голливудскому кинематографу был необходим свой Джеймс Бонд — им стал фонетически созвучный британцу Джейсон Борн. «Борниана» переосмыслила образ суперагента, предложив людям не особо смазливого, молчаливого, непьющего, разочарованного в жизни, начальстве и службе родине мужчину. При этом серия фильмов про Борна была интересна не только многогранностью героя.

Как франшиза освежила жанр экшен-фильмов…

И хоть в начале века СМИ и рецензенты вполне справедливо противопоставляли Джейсона Борна Джеймсу Бонду, на деле американская франшиза предложила жанру множество новых решений. Оригинальная трилогия с Мэттом Деймоном выглядела более реалистичной и экстремальной. Даг Лайман и Пол Гринграсс (режиссер второго, третьего и пятого «Борна») прибегали к ручной съемке, дрожащей камере и динамичному клиповому монтажу.

«Борн» намеренно уходил от большого количества общих планов, замедленной съемки и фантастических трюков «бондианы». До появления франшизы хореография боев в кинематографе была выстроена по другому принципу — минимум движений камеры и съемка общим планом. В «борниане» же, за счет перечисленных приемов, зритель оказывался практически участником эффектного поединка или погони, а не просто сторонним наблюдателем.

Помимо этого, Борн подарил миру боевиков неповторимые автомобильные погони («Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна» взяли каскадерскую премию «Таурус») и частые смены локаций. Герой Дэймона бывал в Швейцарии, Франции, Индии, Германии, Англии, Марокко и др., но в каждой из стран показывал не столько яркие, сколько мрачные стороны местного туризма. К слову, другим важным отличием «Борна» от других шпионских боевиков было минимальное количество юмора: франшиза почти всегда сохраняла серьезность.

… но не заменила «бондиану»

Более сложный и разноплановый персонаж бывшего ЦРУ-шника не вызывал однозначного восхищения, как Бонд или, например, Итан Хант — к нему зрители чаще испытывали сострадание. А натуралистичное и лишенное былого лоска действие, окружающее мужчину, стало своего рода новаторским для современных экшен-фильмов. Просто пересмотрите «Темного рыцаря», «Шерлока Холмса» Гая Ричи или «Джона Уика» и увидите очевидные схожести.

При этом нельзя не сказать, что самое большое влияние «борниана» оказала на своего главного конкурента — Бонда. Именно после релиза дилогии британская франшиза обзавелась обновленным стилем, агрессивностью и, наконец новым лицом — Дэниелом Крейгом. К сожалению, подхватив тренды, заданные Борном, исторически более значимый Джеймс Бонд ликвидировал американского конкурента. Это можно связать с важностью его образа в массовой культуре, а можно с тем, что «борниана» заметно просела после третьей части.

Никита Прунков