кино

Очень социальное кино: в чем феномен фильмов про игры на выживание

Поклонники жанра наблюдают за пороками героев на безопасном расстоянии и предполагают, как бы они поступили в той или иной ситуации
IMAGO/Landmark Media
IMAGO/Landmark Media

Фильм «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» собрал $44 млн в американском прокате и $54,5 млн в остальных странах за первые выходные. И хоть результат оказался ниже прогнозов аналитиков, кажется, что крепкая фан-база франшизы все равно довольна. На Rotten Tomatoes у картины 91% свежести от обычных зрителей против не таких внушительных 62% от кинокритиков.

По случаю релиза мы решили разобраться, почему людей так привлекают фильмы об играх на выживание и как такие проекты отражают наше общество. Также в качестве бонуса мы вспомнили несколько не самых очевидных картин на эту тему. Вперед!

Как появился жанр «охоты на людей»

Как правило, ленты об играх на выживание отличаются сильной напряженностью действий, саспенсом, социальной проблематикой, и даже жестокостью. Характерные черты жанра прослеживаются в современных «Голодных играх» или, например, «Игре в кальмара», однако его корни берут начало в далеких 1930-х. Именно тогда появился малобюджетный фильм «Самая опасная игра»: по сюжету группа богатых туристов должна была выжить на острове, которым заправляет русский граф и охотник Заров (кому удастся избежать смерти — тот может покинуть остров).

Прародитель поджанра «охоты на людей», который сегодня кажется кинематографическим артефактом, проложил дорогу будущим картинам вроде трешовой «Охоты на индюшек» (1982), куда более серьезного «Бегущего человека» (1987) и т. д. В общем смысле эти и другие ленты роднили не только сюжетная канва и фон, на котором происходят события, но и предостережение кошмаров из ближайшего будущего. Первый фильм стал комментарием на тему тоталитарного государства (диссидентов отправляли за решетку, а затем на жестокие испытания), а второй, снятый по Кингу, — сатирой на телевидение.

Позднее, уже в 2000-м году, японский режиссер Киндзи Фукасаку представил каноничную работу под названием «Королевская битва», снятую по одноименному роману Косюна Таками. В ней школьники, живущие в экономически разрушенной криминальной стране, сражаются друг с другом за жизнь на необитаемом острове. Картина, вошедшая в список любимых у Квентина Тарантино, наглядно проиллюстрировала напряжение в японском обществе и показала грани человеческой жестокости и цинизма в погоне за сохранение собственной жизни.

Как эти картины отражают наше общество

В нулевых интерес к этому жанру продолжился, а в 2010-х масскульт погрузился во франшизу «Голодные игры», снятую по серии книг Сьюзен Коллинз. Как и предшественники, литературный и киношный продукты, имели доступный, но небезынтересный широкому кругу посыл: авторы «Игр» затрагивали темы свободы, насилия, деградации личности и общества. Однако, в отличие от олдскульных референсов, у «Голодных игр» был внушительный бюджет ($78 млн у дебютного фильма) и современные технологии в виде CGI.

Впрочем, визуальное оформление — это лишь один из факторов успеха. Поджанр фильмов про игры на выживание объединил зрителей по всему миру прежде всего своей социальной проблематикой. Большинство картин, вступающих на территорию «охоты на людей», исследуют классовое неравенство, коррупцию и экономические трудности. Та же пресловутая «Игра в кальмара» критикует капиталистический строй, жадность и иррациональную тягу к легкому (на самом деле, не очень) заработку.

При этом такие картины, даже скатываясь в откровенную жесткость, преимущественно транслируют гуманные мысли: например, лента «Эксперимент "Офис"» (2017), не только показывает истинную сущность некоторых корпораций, но и дает понять, что сохранять человечность нужно в любой ситуации. Другой фильм — «Платформа» (2019) — несмотря на хоррор-обрамление, ссылается на «Божественную комедию» и весьма шокирующими методами освещает проблемы общества потребления.

Почему людям нравится этот жанр

Такие фильмы и сериалы показывают, насколько озлобленными и беспощадными могут быть люди в экстремальных ситуациях. При этом зритель наблюдает за пороками героев на безопасной дистанции и пытается предположить, как бы он поступил в той или иной ситуации. Психолог Евгений Фомин уверен, что люди не могут оторваться от зрелища, потому что находят сходства между собой и архетипами персонажей.

Помимо солидарности с героями, проекты, завязанные на теме выживания, помогают поклонникам подготовиться к аналогичным жизненным событиям (просчитать разные стратегии), переосмыслить потребности и изучить желания и инстинкты. Важно отметить и то, что в смертельных реалити (или экспериментах) иногда присутствуют наблюдатели — будь то элиты или обычные люди, одержимые эффектным зрелищем. В каком-то смысле зритель также подглядывает за происходящим, но из-за художественности не испытывает чувства вины. Исключительно гипнотический интерес.

Британский писатель Уилл Сторр связывает успех жанра с его злободневностью: «Нас привлекают истории, к которым мы имеем отношение». По мнению автора, повседневная конкуренция и рост неолиберализма в мире привели к тому, что обычные люди находят в антиутопиях и фильмах про выживание себя. К слову, отдельные проекты одинаково хорошо принимают в самых разных странах мира — люди могут чувствовать себя угнетенными или запертыми вне зависимости от пола, расы или происхождения.

Что еще посмотреть? (без попсовых «Голодных игр» и «Игры в кальмара»)

Кроме картин, которые мы уже упомянули в этом материале — «Самая опасная игра», «Бегущий человек», «Платформа» и др.  — мы составили небольшой список из других лент разных эпох, так или иначе посвященных теме игр на выживание. Приятного просмотра (и обращайте внимание на возрастные маркировки)!

«Роллербол» (1975). В современном мире, лишенном войн и преступлений, корпорации стали единоличными правителями. Для развлечения населения они создали смертельную игру роллербол (спортсмены выступают на роликовых коньках и мотоциклах: их задача — забросить мяч в специальную ловушку).

В центре сюжета — атлет Джонатан. Он становится кумиром миллионов людей, что сильно беспокоит руководителей корпорации. Руководитель настаивает на том, чтобы он ушел из спорта, но Джонатан решает бороться за свои права и личную свободу.

«Куб» (1997). Шесть незнакомцев оказываются в странном кубическом пространстве. При этом у каждой грани комнаты есть люк, ведущий в другое место. Задача героев — покинуть лабиринт со смертельными ловушками.

Научно-фантастический триллер обрел статус культового благодаря гнетущей атмосфере, безумному ощущению клаустрофобии и тонкому изучению человеческой натуры.

«Круг» (2015). По сюжету фильма, снятого буквально за 10 дней в Лос-Анджелесе, 50 незнакомых людей (разного пола, возраста, социального статуса, вероисповедания и т. д.) приходят в себя в темном помещении. Каждый из них стоит в пределах красного круга, при этом выходить оттуда ни при каких обстоятельствах нельзя — тогда их убьет луч смерти.

В определенный момент они понимают, что устройство в любом случае будет совершать убийство раз в две минуты — для этого даже не нужно нарушать правила. Более того, решать, кто будет следующей жертвой, участникам смертельного конкурса придется коллективно.

«Клаустрофобы» (2019). Картина начинается с безобидного приглашения героев поучаствовать в квесте. Шестеро незнакомцев решают попробовать (ведь им еще и обещают приз), вот только позднее узнается, что их ждет не стандартный развлекательный escape room, а настоящее испытание, в ходе которого они могут погибнуть.

Крепкий триллер, идейно отсылающий к «Кубу», в хорошем смысле пугает, но в отличие от условной хоррорной «Пилы», не акцентирует все внимание на экзекуциях. Фанатам жанра или тем, кто только начал увлекаться «охотой на людей», «Клаустрофобы» должный зайти.

Никита Прунков