Копирование, безыдейность, мегаломания: что не так с фильмами Сарика Андреасяна
В конце ноября в сети опубликовали трейлер фильма «Онегин» — экранизации романа Александра Пушкина. Режиссером картины, релиз которой намечен на март следующего года, стал знаменитый Сарик Андреасян. Фильмография крайне продуктивного кинематографиста насчитывает порядка 50 проектов (включая телесериалы), однако большинство из них чаще сталкиваются с критикой, нежели получают положительные отзывы. Сегодня мы решили разобраться, в чем антифеномен Андреасяна и почему о его работах плохо отзываются практически все.
Как Андреасян оказался в кино
Сарик Андреасян родился в Ереване, но в раннем возрасте его семья переехала в казахстанский город Костанай. В начале нулевых Сарик учился на факультете журналистики в местном университете, а затем перебрался в Москву, где окончил мастерскую Юрия Грымова по специальности «режиссер кино». Вместе со старшими братьями — Арташесом и Гевондом — будущий кинематографист увлекался КВН (у них была команда «Настоящие армяне»).
В конце 2000-х, после неудач в сфере соревновательной комедии, Андреасян занимался рекламой, в свободное время писал пробные сценарии и работал режиссером в программе «Бла-бла-шоу» на РЕН ТВ. Примерно тогда же у Сарика не вышел его дебютный фильм «45 сантиметров», который, по заявлениям его коллеги, до боли напоминал «Кровавый четверг» Скипа Вудса. Зато немного позднее у молодого дарования наконец вышел «ЛОпуХИ. Эпизод первый».
Работа с неприлично низким рейтингом и соответствующим качеством юмора откровенно ссылалась на «Тупой и еще тупее», но в своем подражании режиссер упустил главное. Трио персонажей Андреасяна, в отличие от героев Керри и Дэниэлса, не вызывало ни смеха, ни чувства сожаления: путешествие товарищей обескураживало отсутствием самобытности и неподдельной глупостью компании. Но, несмотря на неудачную пробу пера, автор не планировал останавливаться.
Почему фильмы Сарика (и его компании) вторичны
Заимствование идей, образов и концептуальных приемов не было ошибкой новичка — напротив, начав карьеру с провально скопированного фильма, Андреасян выбрал свой осознанный путь развития. Его следующая картина «Служебный роман. Наше время» бездушно спекулировала ностальгическими чувствами публики, а вышедший в том же 2011-м «Беременный» агрессивно переосмыслял (если корень «смысл» тут уместен) «Джуниора» с Арнольдом Шварценеггером.
За ними последовали «Тот еще Карлосон!» с намеренно неправильно написанным названием (в адаптации советского мультфильма и книги Астрид Линдгрен нашлось место мерзким шуткам про педофилию), приторно сентиментальные «Мамы» и их сиквел (вдохновлены успехом франшизы «Елки»), «Что творят мужчины!» (как у «Квартета И», только с пошлым и, как писали зрители, сортирным юмором) и еще целый ряд проходных работ. Удивительно и то, что картины, выходившие под эгидой компании Enjoy Films, неизменно окупались.
Кинокомпания, к слову, основанная самими братьями Сариком и Гевондом при участии Георгия Малкова, привлекла внимание Фонда кино (с 2013 по 2017 года она в том числе получала безвозвратное финансирование). Но если поначалу это можно было обусловить достойными сборами, то со временем все изменилось. Зритель пришел в себя, а безыдейность автора и его студии обернулась рядом провалившихся в прокате фильмов. Поворотным пунктом стал релиз «российского ответа» «Мстителям» — картины «Защитники». Вместо ожидаемого 1 млрд рублей он кое-как собрал 380 млн (затраты были аналогичными).
Впрочем, сам Андреасян признавался, что этим проблемам предшествовало фиаско киноленты «Голоса большой страны». После финансовых сложностей Enjoy Films упразднили, а братья сосредоточились на новой фирме под названием «Большое кино». Последующие громкие работы самого Сарика — в том числе «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым (якобы не адаптация «Последствий» со Шварценеггером), «Робо» (что-то вроде «Робота по имени Чаппи») и сериал «Чикатило» (опять с Нагиевым, но теперь в оболочке хоррора категории «Б») — снискали сравнительный коммерческий успех, но критикам так и не полюбились.
Продуктивность и провокативность
При всей вторичности Андреасяна стоит сказать, что со временем его бизнес-модель только укрепилась. Он более 10 лет копировал западные фильмы и пытался заигрывать с Голливудом, приглашая в свои картины Эдриана Броуди и Алена Делона. Но в итоге сосредоточился на внутреннем рынке (пусть и вынужденно). Тот же «Чикатило» стал хитом в сети, сериал «Жизнь по вызову» входил в топ-3 просматриваемых на своей платформе, а сейчас, например, общественность активно обсуждает его остросоциальный проект «Сама виновата» (с хорошей оценкой 7.7 на «Кинопоиске»).
Великий культурный экспроприатор продолжает зарабатывать деньги, не особо заостряя внимание на подтекстах, философских размышлениях и вообще художественной значимости своих творений. Впрочем, уже давно ясно, что опусы Сарика Андреасяна преимущественно нужны в качестве инфоповода. BadComedian или другой блогер снимет на них обзор, иноагент и кинокритик Антон Долин назовет режиссера «настоящим чудовищем», а зрители поставят автору неутешительный диагноз и влепят балл ниже среднего. При этом сам Сарик грустить не будет — он всегда может парировать эти атаки.
Фигура Андреасяна неоднозначна не только из-за всеобщей нелюбви или потраченных на посредственные ленты миллионов Фонда кино, но и благодаря его острым (читать — спорным) высказываниям. Под горячую руку Сарика попали современные классики братья Коэны и Квентин Тарантино: они, по его мнению, не умеют снимать зрительское кино. Вуди Аллен же, по словам режиссера, «прост как две копейки». Ну а творчество Уэса Андерсона и вовсе «высшая степень дебилизма». Что уж говорить про новинку Нолана «Оппенгеймер», который создатель «Защитников» окрестил «скучнейшим, банальным и рядовым кино».