Кадр из фильма «Битва на Неретве»
Кадр из фильма «Битва на Неретве»
кино

Не только Кустурица: краткий путеводитель по балканскому кино

Для многих режиссеров основной темой рефлексии стала война. В середине XX века они снимали фильмы про смелых партизан, а в начале XXI-го размышляли о последствиях развала страны

Сербский режиссер Эмир Кустурица, который на прошлой неделе отметил свой 69-й день рождения, последнее время нередко появляется в России. Например, в середине ноября он посетил Культурный форум в Петербурге, где рассказал, что собирается экранизировать роман российского писателя Евгения Водолазкина «Лавр» (права на экранизацию принадлежат «Кино ТВ»).

Между тем Кустурица уже давно стал воплощением всего балканского кино в глазах отечественного зрителя. Однако у кинематографа стран бывшей Югославии достаточно длинный и тернистый путь, а темы, с которыми работают режиссеры, не ограничиваются изображением местного колорита. Разбираем подробнее основные сюжеты, которые легли в основу балканского кино.

Югославское кино: начало и конец

Кинематограф Югославии начал активно развиваться с приходом к власти коммунистов во главе с Иосипом Броз Тито в 1939 году. Режиссеров начали активно поддерживать государственными деньгами, а в основу большинства картин легли истории о партизанах и их подвигах во времена Второй мировой войны. Фильмы того периода сакрализировали партизанское движение, которое в значительной мере являлось скрепой для югославских народов.

Некоторые югославские картины хорошо принимали и на Западе — в частности, «Битва на Неретве» (1969) режиссера Велько Булайича была номинирована на премию «Оскар». Однако со временем зрители стали уставать от эксплуатации и идеологизации партизанской темы, и нарочито патриотические ленты превратились в объект насмешек. Впоследствии в стране зародилось движение, аналогичное французской «новой волне», получившее название «югославская черная волна». Новое направление стало ответом на «государственное» кино с его соцреализмом и пропагандой.

Кадр из фильма «Битва на Неретве»
Кадр из фильма «Битва на Неретве»

Авторские фильмы высмеивали идеологические штампы и идеи коммунизма, критиковали Тито, находили новые заходы для осмысления исторических событий через абсурд и черный юмор, использовали рваный монтаж, съемки с ручных камер, смешивали документальные и художественные кадры. Например, Душан Макавеев в «W. R. Мистерии организма» (1971) противопоставляет советского фигуриста-тезку Ленина — Владимира Ильича — главной героине, воплощающей свободу, а в конце фильма фигурист и вовсе ее убивает.

Кадр из фильма «W. R. Мистерии организма»
Кадр из фильма «W. R. Мистерии организма»

В 80-х годах режиссеры начинают снимать фильмы без оглядки на какую-либо цензуру и максимально использовать китч, гротеск и национальный колорит на грани с «клюквой». В этот период появляется самый известный балканский режиссер — Эмир Кустурица. Если в своих ранних фильмах «Помнишь ли ты Долли Белл?» (1981) и «Папа в командировке» (1985) сюжет, а также манера съемки и повествования вполне схожи с классическими европейскими картинами того периода, то уже во «Время цыган» (1988) Кустурица нащупывает свой знаменитый абсурдистский стиль, перенося «магический реализм» на киноэкран.

Кадр из фильма «Время цыган»
Кадр из фильма «Время цыган»

В 1991 году в регионе начались столкновения. Словения и Хорватия объявили о своей независимости, югославские федеральные войска напали на Словению, а политический конфликт перерос в большую войну и распад Югославии. Последней точкой в существовании местного кинематографа стала отмена ежегодного Югославского кинофестиваля в день его открытия в знак протеста против насилия в регионе. Следующего кинофестиваля уже не было, потому что и такого государства, как Югославия, больше не существовало.

Становление балканского кино

После распада Югославии появилось семь новых кинематографов — по числу стран. На фильмы в зависимости от региона влияли политические силы, внутренний запрос аудитории, но главное — европейские кинопрокатчики, которые и сыграли значительную роль в становлении балканского стиля той эпохи. В 90-х интерес к событиям на Балканах сильно вырос, и зритель требовал как можно больше фильмов как о войне, так и об обычной жизни.

Подобный запрос привел к появлению «балканского кинематографического стиля» и так называемой «самобалканизации». Самыми яркими примерами стали картины «Перед дождем» (1994) Милчо Манчевски, «Андерграунд» (1995) Эмира Кустурицы, «Красивые деревни красиво горят» (1996) Срджана Драгоевича и «Бочка пороха» (1995) Горана Паскалевича. Фильмы получили множество наград на различных кинофестивалях и полюбились зрителям по всему миру. Режиссеры использовали в своих картинах все стереотипы (цыгане, нищета, бандитизм) и добавляли местного колорита (национальные костюмы, музыка), превращая кино в аттракцион для европейского зрителя.

Кадр из фильма «Андерграунд»
Кадр из фильма «Андерграунд»

За эксплуатацию стереотипов режиссеров много критиковали на родине, обвиняя в намеренном искажении и изображении стран как малоразвитых и экзотических регионов. Другой причиной критики стало использование политических подтекстов. Режиссеры изображали войну в Югославии через природные явления и катаклизмы, тем самым показывая ее неизбежность. С этим, например, категорически были не согласны в Боснии и Герцеговине, так как жители считали себя жертвами войны и выступали против заглушения у общества чувства ответственности.

Ответом на «самобалканизацию» становится другая категоричная форма — «самовиктимизация». Один из ярких примеров — хорватский фильм «Богородица» (1999) Невена Хитреца, где нация изображена как сакральный объект, подвергающийся бесконечным страданиям. Серии подобных фильмов не были приняты критиками и широкой публикой, но их продолжали снимать.

Отказ от стереотипов и рефлексия

В 2000-х после затухания конфликта пропагандистские фильмы начали терять свою актуальность, а на передний план стали выходить осмысление и рефлексия последствий войны. К тому же со сменой политического курса (Сербия повернулась к Западу) и появлением свидетельств военных преступлений со всех сторон конфликта перед режиссерами встали новые задачи. Страны больше не хотели эксплуатировать свою «инаковость», и «Балканы на экспорт» стали восприниматься как оскорбление достоинства народа. В кино появились персонажи, переживающие травмы войны. Молодые герои строили планы на будущее и пытались понять, как им быть с тяжелым наследием предков.

Так, в 2001 году выходит боснийский фильм «Ничья земля» Даниса Тановича (кино получило «Оскар»), в котором режиссер исследует причины гражданской войны. По сюжету серб и два боснийца оказываются на нейтральной полосе. Один из героев лежит на мине — если его снять, то произойдет взрыв. В боснийском фильме «Лето в золотой долине» (2003) Срджана Вулетича подросток на фоне послевоенного хаоса пытается наладить свою жизнь и рассчитаться с долгами отца.

Кадр из фильма «Ничья земля»
Кадр из фильма «Ничья земля»

В 2005 году македонский режиссер Дарко Митревски снимает фильм «Бал-Кан-Кан» и иронизирует над всеми стереотипами о Балканах, составляя весь фильм из штампов: здесь есть ленивые македонцы, болгарские воры, сербские бандиты, гордые черногорцы и другие клише. Режиссер показывает анекдотические ситуации не для того, чтобы развеселить зрителя, а чтобы подсветить неприятную и вредную сторону стереотипов, тем более, если их о себе транслирует сам народ.

Кадр из фильма «Бал-Кан-Кан»
Кадр из фильма «Бал-Кан-Кан»

В конечном итоге в основе балканского кино лежит переосмысление и рефлексия войны — от Второй мировой до гражданской. Вероятно, в будущем эта тема никуда не уйдет и продолжит анализироваться в культуре без использования «клюквы» и паразитирования на стереотипах о народах. Так, в 2020 году выходит косовский фильм «Улей» режиссера Блерты Башолли. По сюжету женщина, чей муж пропал без вести на войне, пытается открыть свой бизнес и как-то заработать денег для детей, но сталкивается с патриархальным обществом. Картина хорошо иллюстрирует новый вектор балканского кино, где действия разворачиваются с оглядкой на военные события, но в центр повествования ставятся социальные проблемы, которые нужно решить для создания нового общества.

Кадр из фильма «Улей»
Кадр из фильма «Улей»
Мария Самарина